- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Лирическая героиня поэмы А.А.Ахматовой «У самого моря»
Эта статья продолжает разговор о поэме, начатый в предыдущей публикации Анализ поэмы А.А.Ахматовой «У самого моря»
Внимательное чтение материалов статей, подготовленных к размещению на сайте центром развития, поможет восьмиклассникам в правильном и глубоком постижении идейного замысла поэмы и особенностей ее поэтики. Изображениявзяты из видео «Крымская юность А.Ахматовой». Иллюстратор – Дарья Кривонос.
Начало поэмы знакомит нас с лирической героиней
Что мы узнали о ней из 1 строфы?
(Кстати, ко мне приплывала зеленая рыба, цитата, не намёк, опять же на сказку АСП «Сказка о рыбаке и рыбке»?..)
Что она дерзкая (дерзкий – отличающийся смелостью; о действиях, связанных с риском).
Что она, по собственному определению, «злая». Если посмотреть в словарь В. И. Даля, «означает высшую степень подразумеваемого свойства. «Злой работник» - старательный, ретивый, способный, ловкий».
Таким образом, самохарактеристика лирической героини свидетельствует об отважной, отчаянной, неустрашимой, часто безрассудной, решительной, неукротимой девчонке, которая заплывала в умопомрачительную даль – за версту от земли, к плоскому камню (биографы ААА нашли этот плоский камень в бухте), а потом уплывала «далеко в море» надолго, до вечера.
Море её не пугало. Оно было своё, близкое, любимое, родная стихия.
Обратимся к воспоминаниям Ахматовой
(из «Записок об Анне Ахматовой»)
«Мы сели пить чай. Разговор зашёл о Крыме, о море. АА сказала:
- Я недавно перечла «У самого моря» и подумала: понятно ли, что героиня не девушка, а девочка?
… именно девочка, лет 13…
- Вы, наверное, очень скучаете без моря?
- Нет. Я его помню. Оно всегда со мной…»
(«Навсегда подружилась с морем».)
Говорят, что лето – это маленькая жизнь. В случае с Анной Ахматовой это именно так. Мне кажется, от моря, его чувствования, - «неслыханная простота», «глубина, верность каждого слова, и мудрость, и тайна – всё от моря.
Да ещё светлые, хрустально-прозрачные глаза у АА, как у мамы. Гумилев в стихотворении напишет – «и девочка с прозрачными глазами»)… Глаза сливались с морем…
Далее Ахматова рассказала Лидии Корнеевне Чуковской»:
«У меня и тогда уже был очень скверный характер. Мама часто посылала нас, детей, в Херсон на базар, за арбузами и дынями. В сущности это было рискованно: мы выходили в открытое море. И вот однажды на обратном пути дети стали настаивать, чтобы я тоже гребла. А я была очень ленива и грести не хотела. Отказалась. Они меня бранили, а потом начли смеяться надо мной - говорили друг другу: вот везем арбузы и Аню. Я обиделась. Я стала на борт и выпрыгнула в море. Они даже не оглянулись, поехали дальше. Мама спросила их: «А где же Аня?» - «Выбросилась. А я доплыла, хотя всё это случилось далеко от берега».
Из интервью иностранцам:
«Меня принимали за помесь русалки и щуки». Братья говорили, что «Аня плавает, как щука», а старший брат – «Аня плавает, как птица», т.е. легко скользит по воде. И ещё добавляли, что умение плавать, нырять как будто у неё врожденное.
«В характере Ахматовой было немало разнообразнейших качеств, не вмещающихся в ту или иную упрощенную схему… Порою, особенно в гостях, среди чужих, она держала себя с нарочитой чопорностью, как светская дама высокого тона, и тогда в ней чувствовался тот изысканный лоск, по которому мы, коренные петербургские жители, безошибочно узнавали людей, воспитанных Царским Селом…
Один напыщенный критик даже назвал ее «Звездой Севера». Почему-то все охотно забывали, что родилась она у Черного моря и в детстве была южной дикаркой – лохматой, шальной, быстроногой… какой она описала себя в поэме «У самого моря»:
Бухты изрезали низкий берег,
Все паруса убежали в море.
А я сушила соленую косу
За версту от земли на плоском камне.
Ко мне приплывала зеленая рыба.
Ко мне прилетала белая чайка.
А я была дерзкой, злой и веселой
И вовсе не знала, что это – счастье.
«Вы и представить себе не можете, каким чудовищем я была в те годы, - вспоминала она четверть века спустя. – Вы знаете, в каком виде барышни ездили в то время на пляж? Корсет, сверху лиф, две юбки – одна из них крахмальная – и шелковое платье. Наденет резиновую туфельку и особую шапочку, войдет в воду, плеснёт на себя – и на берег.
И тут появлялось чудовище – я – в платье на голом теле, босая. Я прыгала в море и уплывала на два часа. Возвращалась, надевала платье на мокрое тело – платье от соли торчало на мне колом… и так, кудлатая, мокрая, бежала домой».
В каких бы царскосельских и ленинградских обличьях ни являлась она в своих книгах и в жизни, я всегда чувствовал в ней ту «кудлатую» бесстрашную девчонку, которая в любую погоду с любого камня, с любого утеса готова была броситься в море – навстречу всем ветрам и волнам».
Корней Иванович Чуковский
Из воспоминаний об Анне Ахматовой
«Гумилёв, гимназист 7 класса, еще раньше обратил внимание на светлоглазую, черноволосую, сказочной гибкости и худобы грустную диковинную девочку – и, не зная ее имени, окрестил русалкой».
Из книги Марченко
«Я бросалась в море со всего – со скалы, с лодки, с камня, с балок…»
- Проступает цветопись – и вместе с ней обретают краски море и берег, паруса, зеленая рыба, белая чайка, желтое платье, темные волны, свет маяка с переменным светом.
В нашем сознании есть ассоциации с образом приморских городов в летний период времени в конце ХIХ начале ХХ вв.
Нарядная набережная. Отдыхающие одетые в белые или светлые одежды. Белые кружевные зонтики (от загара). Синее море. Белые чайки. Белые паруса яхт. Белые андреевские флаги с синим «росчерком». Белоснежная одежда морских офицеров. Белая с синим – одежда матросов. Прекрасная музыка.
И все это пространство залито солнцем. Солнечный сказочный морской рай!..
«Чуять» - «чуть» - в знач.
познавать чувствами, ощущать, чувствовать,
слышать особенно: осязаньем, обоняньем, вкусом,
также слухом, но не зрением.
В.И. Даль
О лирической героине
«Знали соседи – я чую воду,
И, если рыли новый колодец,
Звали меня, чтобы нашла я место
И люди напрасно не трудились».
Мы понимаем, что лирическая героиня обладает особым – «шестым» чувством. Близкие Анны А. подтверждают этот факт. Дар видеть и чувствовать то, чего не видит никто. Сверхобычные чувства натуры. И еще ААА в детстве была лунатиком. (Лунатизм - нервно-болезненное состояние, выражающееся в хождении во сне с бессознательным совершением различных действий, сомнабулизм).
В разговоре с Л.К. Чуковской АА призналась, что в отрочестве страдала лунатизмом; о том же в воспоминаниях подруги – «Отошли в прошлое версальские кущи Царского Села, лунные ночи с тоненькой девочкой, в белом платьице на крыше углового зеленого дома («Какой ужас! Она лунатик») и все причуды этого вольнолюбивого ребенка. (В пьесе «Пролог», 60-ые, героиня – лунатик). Отец заносил на руках дочь в дом и укладывал на кровать.
Образ лирической героини (продолжение)
Образ истории и образ времени
«Я собирала французские пули,
Как собирают грибы и чернику,
И приносила домой в подоле
Осколки ржавых бомб тяжелых»
Юные историки – о крымских войнах
Крымская земля пропитана кровью воинов.
- Явный интерес лирической героини к истории края. Ее мечта - хранить от войн и разрушений ее бухты.
- Вы спросите, откуда знания о кораблях?
Отец АА служил на южных верфях и рассказывал дочери про корабли.
Многие источники биографии АА подтверждают: у нее острое чувство истории, присутствует «чувство времени, присутствует память о широком мире… чувство эпохи».
Л.К. Чуковская хотела написать такую статью об ААА, в которой бы показала «ощущение себя (АА) и своей судьбы внутри русской культуры, внутри, человеческой и русской истории».
- Лирическая героиня молится Богу и просит, казалось бы, о самых незначительных вещах: о сохранении урожая, об удачном улове рыбы и о спасении своего желтого платья от бродяги-ветра.
- Она водила дружбу с местными рыбаками, и они не забывали пригласить ее к ужину после удачного улова. Но не ужин ее привлекал, а разговоры рыбаков, и она, затаив дыхание, слушала о море, запоминала истории и тайно верила каждому слову.
Образ сероглазого высокого мальчика
История признания в любви «царице» (так в стихах называл АА Гумилев)
Она, лирическая героиня, усомнилась в том, что сероглазый мальчик – царевич. Заплакал отвергнутый высокий мальчик, отвергнуты мускатные белые розы, которые только колются больно.
«Проявилась жесткость в отказе царицы, даже жестокость: «Подумай, я буду царицей, на что мне такого мужа». Не отвечал он ее мечте о царевиче (принце), « и она его не отпустила… Сравнение «тайной боли разлуки» со стоном белой чайки – «застонала белой чайкой» - говорит о глубокой душевной ране.
И снова приходит сравнение эпизода с жизнью АА Ахматовой. Он напоминает отношения с Николаем Гумилевым: семь лет «жениховства», отказ за отказом. «Дафнис и Хлоя» в конце концов поженились, но боль, испытанную отказом АА, Гумилев воплотил в стихотворении «Отказ».
- Лирическая героиня разлюбила бухты и пещеры от тревоги. Появилась внутренняя сосредоточенность. Ожидание чуда.
Образ девушки «в узких браслетах, в коротком платье, с дудочкой белой в руках прохладных».
Это образ музы – «муза» в греческой мифологии: 1) одна из девяти богинь, покровительниц искусств и наук.
2) перен. источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество (книжн.)
Дудка - простой немудрящий музыкальный инструмент. С ней ассоциирует лирическая героиня свое творчество.
- Эпизод явления самой поэзии в жизнь и судьбу лирической героини, творческого вдохновения.
Милые подробности (детали)
- Образ подковы
Из словаря символов Джека Тресиддера
Подкова – древний талисман против дурного глаза, но только если изгиб подковы направлен вверх. – это подтверждает теорию, что предполагаемая магия подковы основано на защитном символизме месяца (железо образует форму полумесяца).
- Ласточка (словарь символов)
Вестник весны, символ воскрешения во многих культурных традициях. Эмблема деторождения.
- Лебеда - символ запустения, беды?
Из диалога с Л.К. Чуковской
Я сказала ей, что их стихов видно – она очень любит лебеду.
- Да, очень, очень, и крапиву, и лопухи. Это с детства. Когда я была маленькая, мы жили в Царском, в переулке, и там в канаве росли лопухи и лебеда. Я была маленькая, а они большие, широколистые, пахучи, нагреты солнцем, - я так их с тех пор люблю.
Цепкая детская память сохранила «молебны (Аллюзия строки Блока)
о моряках, уходящих в море, чуткий слух уловил «как о печали поет солдатка». (солдатка – жена солдата) Словарь С.И. Ожегова. Скорее всего, это воспоминание лирической героини о войне, намёк.
(Напрашивается параллель с восприятием событий 1903-1905 гг. А.А. Ахматовой)
Из книги А. Марченко
1903 год – последняя зима детства – последняя перед японской войной. «31 марта юроненосец «Петропавловск» наткнулся на японскую мину и в полторы минуты затонул. Находившиеся на борту адмирал С.О. Макаров и знаменитый художник В.В.Верещагин вместе с семьюста офицерами и матросами погибли». Для ААА «год Цусимы – незабвенная дата»: потрясение на всю жизнь, и так как первое, то особенно страшное. Жертвы – два прекрасных человеческих лика – художник Верещагин и адмирал Макаров.
С.О. Макаров – комендант Кронштадского порта. Весь Кронштадт провожал Макарова на войну. Адмирал, назначенный командующим Тихоокеанским флотом, забрал примерно 500 человек рабочих – корабельных дел мастеров, объяснив журналистам, что везет с собой золото и что без них воевать нельзя.
Семья художника летом отдыхала неподалеку отдома Горенко-Ахматовой в Севастополе около Георгиевского монастыря. «Она, АА, помнила, как в тихую и сонную бухточку у Георгиевского монастыря вошла военная эскадра из 6 миноносцев. Контр-адмирал А.Л. Сиденсер нанес визит В.В. Верещагину – художнику-баталисту, своему однокашнику по Морскому кадетскому корпусу.
Можно предположить, что именно эта деталь из ее детст помогла нарисовать ААА трудное и страшное время войны. Именно это потрясение рождает молитву:
Боже, мы мудро царствовать будем,
Строить над морем большие церкви
И маяки высокие строить.
Будем беречь мы воду и землю,
Мы никого обижать не станем.
Лирическая геороиня решает встретить своего царевича у моря. И приманную песенку для него сама сочинила, песню, лучше которой нет на свете. Об этом и сказала своей сестре Лене.
Лена с детства ходить не умела, ни на кого она не сердилась и вышивала плащаницу (плащаница - изображение на плате (большом платке) тела Иисуса Христа, снятого с креста; в Великую пятницу плащаница выносится из алтаря на середину церкви для поклонения верующим). Словарь Брокгауза и Ефрона.
Лена сокрушается, что нет жемчуга для узора.
Жемчуг, по сведениям Словаря символов Джека Тресиддера, - эмблема девственности и совершества. В христианстве «бесценная жемчужина из вод крещения, а также метафора Христа во чреве Девы Марии.
Жемчужина – одно из имен Бога в исламе.
Есть притча, в которой жемчужины – это слезы Богородицы.
Больная сестра Лена появляется в поэме о детстве и отрочестве не случайно. В семье было 6 детей, и был тотальный туберкулез. Он унес жизни трех сестер АА Ирины (в 4 года), Инны (в 22 года), Ии (в 27 лет). В детстве АА очень боялась смерти от чахотки. Но Анна Андреевна считает, что от смерти ее спасла базедова болезнь; в письме к С.В. фон Штейну, мужу умершей сестры Инны, из Киева АА пишет: «Живу отлетающей жизнью так тихо, тихо. Сестра вышивает ковер, а я читаю ей вслух французские романы или Ал. Блока».
И мне подумалось, что это воспоминание АА о сестре легло в основу образа Лены и ее работы над плащаницей Богородицы (вместо вышиваемого ковра). Но это лишь мое предположение.
Образ царевича
Не содержится ли здесь намека на героев пушкинских сказок и баллад В.А. Жуковского? («мертвый жених»)
А. Блок, прочитав поэму «У самого моря», попенял АА за этот эпизод с мертвым женихом. Сама АА признавалась, позже, что «придумала мертвого жениха».
«... Анна Андреевна считала, что сон героини морской поэмы о явлении царевича предсказал появление в ее жизни Бориса Анрепа; как заморский «царевич» он фигурирует в ее некоторых стихах».
Кто же он, Б.Анреп? (Справка из книги Л.К. Чуковской)
Борис Васильевич Анреп (1883-1969) – художник-мозаичист и художественный критик, сотрудник «Аполлона». Анреп писал стихи; строку из его поэмы «Человек» - «Япою, и лес зеленеет» - Ахматова взяла в качестве эпиграфа к «Эпическим мотивам». С 1908 года Анреп подолгу живал за границей и уехал из России навсегда в феврале 1917 года.
Из-за границы Анреп дважды посылал Анне Андреевне фотографии своей работы: одну черно-белую, другую – цветную.
Анатолий Найман повествует: «...А.А. показывала фотографию – черно-белую – его многофигурной мозаики, выложенной на полу вестибюля [Лондонской] Национальной галереи» («Рассказы...», с.86). моделью для Сострадания художник избрал Анну Ахматову: она, благославляемая ангелом, изображена среди руин блокадного Ленинграда.
Встретились Анреп и Ахматова снова уже в старости, в 1965 году в Париже.
«Во время парижской встречи, - вспоминает Борис Васильевич, - А.А. ему сказала: «Вы помните, вы прислали мне цветную фотографию вашей мозаики Христа? Она долго была на моем столе, а потом исчезла». («Сочинения», т. 3, с.452.)
ААА безумно влюбилась (во время Великого Поста) в Анрепа. Два ее сборника стихов в период с 1915 по 1921 г. Посвящены Б.А.: «Белая стая» (1917) и «Подорожник» (1921).
Из книг А. Марченко
Б.В. Анреп, правовед по образованию, увлекся живописью и в 1908 г. уехал из Петербурга в Париж. Овладев секретами византийских мозаик, стал профессиональныс художником. Добился признания, крупных заказов (но не во Франции, а в Англии). Командировочные щедро тратил и на лихачей, и на рестораны. Необычайно высоким ростом, жизнерадостью, неистребимым донжуанством, странной смесью беззаботной отваги и практичности Б.В. фон Анреп напоминал Анне отца.
В разговорах с Павлом Лукщининым АА не раз называла Бориса А царевичем. Дескать, царевичем в поэме «У самого моря» (1914-1915) предсказала себе встречу с настоящим царевичем, который появился позднее.
Всё тебе: и молитва дневная
И бессониници млеющий жар,
И стихов моих белая стая.
И очей моих синий пожар.
Потрясающее объяснение в любви
Я знаю, ты моя награда
За годы боли и труда,
За то, что я земным отрадам
Не предавалсь никогда,
За то, что я не говорила
Возлюбленному: «Ты любим»,
За то, что всем я все простила,
Ты будешь ангелом моим.
28 апр. 1916, Царское Село
Отношения свои не афишировали, но о ее романе с живущим за морем человеком знали многие.
«Ты мне обещан»...
ААА вдруг безоглядно влюбилась, слишком. В Бориса Васильевича Анрепа, давнего приятеля Николая Владимировича Недоброво. (Царское Село, 1915 г.) . Это случилось Великим Постом. Явление заморского гостя (Анреп жил в Англии) совпало с выходом ее поэмы «У самого моря», и Ахматова вообразила, что в поэме о любви дикой девочки к царевичу, который должен приплыть к ней из-за десяти морей, она предсказала себе и эту безответную любовь, и ту роковую встречу. Аерепу посвящено большинство стихотворений, написанных в период с 1915 по 1921 год. Стихи к «царевичу» составляют основу двух ее книг: «Белая стая» (сент. 1917 г.) и «Подорожник» (апр. 1921 г.).
Ему подарена «Песенка» - единственный в ее поэзии акростих.
Из книги А. Марченко
В декабре 1913 года Анна Андреевна была торжественно приглашена в гости к Блоку. Блок в те месяцы вновь работал над «Возмездием», жаловался госте, что ему мешает Лев Толстой, а Анну распрашивал о ее севастоапольском детстве, черноморской юности и очень удивился тому, что она до сих пор ничего не написала про свой удивительный Херсонес. И вообще: почкму бы ей не попробовать себя в поэме? Не получается как хотите? А вы рискните – а вдруг?
И она рискнула! Блоку мешал Толстой, ей южные поэмы Пушкина, но она все-таки написала настоящую свою, от первой до последней строчки – ахматовскую, поэму про дикую девочку, родившуюся у самого синего моря, на улице Хрустальной, и о заморском царевиче, который ее, «мертвую царевну», так и не «расколдовал».
ААА писала: С той, какою была когда-то,
Снова встретиться не хочу.
11 июня 1905 г. Ей 16 лет
В 1903 г. АА прощалась со своим отрочеством («Алмазная зима» - перед японсок й войной), а в 1914, в год наачла Первой мирововой войны, - с юностью.
«ХХ век начался осенью 1914 г. вместе с войной, так же как ХIХ начался Венским конгрессом». Календарные даты значения не имеют.
«Муза АА всегда была музой истории, а т.к. любимицей ее музы всегда была родная земля (: «Чтобы туча над темной Россией,//
Стала облаком в славе лучей») - то о ней постоянная молитва поэта.
А.Л.Мурзина, учитель-методист лицея «Столичный», заслуженный учитель Каз.СС