- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Проблема личности и власти-4
«Реквием» А. А. Ахматовой
Наш центр развития предлагает несколько вариантов раскрытия одной из самых сложных тем, с которой сталкиваются одиннадцатиклассники на этапе подготовки к выпускному эссе.
В разделе «Школьникам и выпускникам» можно найти начало цикла статей на данную тему: Проблема личности и власти (на примерах произведений литературы XX века)
Кроме того, центр развития опубликовал и планирует публиковать материалы для углубленного представления о каждом произведении, упомянутом в первой статье. Уже размещены статьи о «Мастере и Маргарите» Булгакова «Докторе Живаго» Пастернака
Материалы для вступления
- Проблема взаимоотношений личности и власти является одной из ключевых в поэме А. А. Ахматовой «Реквием», в которой повествуется о горе матерей, жен, дочерей и сестер и чьи близкие были репрессированы. Трагедия, о которой рассказывает лирическая героиня, приобретает характер всеобщей. Голос отдельной личности служит как бы рупором народа, который надеется. Лирическая героиня надеется, что виновные в этих страшных событияхх будут когда-нибудь наказаны.
- Теме личности и власти посвящались свои произведения многие писатели и поэты XIX и XX веков, раскрывая их с разных сторон. Кто-то подчеркивал мудрость и милость власти (Екатерина Великая в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина), кто-то, наоборот, рассказывал о том, что власть безжалостна, беспощадна и порой несправедлива (советская власть в «Одном дне Ивана Денисовича» А. И. Солженицына). Так или иначе, эта тема вызывала живой интерес у русских писателей и поэтов. И одним из самых интересных произведений XX века, посвященных этой проблеме, является «Реквием» Анны Андреевны Ахматовой.
- «Реквием» Анны Андреевны Ахматовой – пронзительный рассказ о трагедии народа, о судьбах отдельных личностей, которые из-за несправедливых действий советской власти были репрессированы, казнены или заключены в лагеря. Поэт говорит за всех матерей, жен, дочерей и сестер, которые вместе с ней стоят под стенами тюрьмы с передачами. Описывая горе народа, она надеется, что виновные когда-нибудь понесут наказание.
Основная часть
- Власть в поэме представляется безжалостной бездушной машиной, которой чуждо понятие справедливости. Неслучаен здесь и образ «черных марусь», которые повинны в горе многих людей: «И безвинная корчилась Русь / Под кровавыми сапогами / И под шинами черных марусь». Противопоставляются машинам люди, у которых нет никакой власти, но есть вера, помогающая им продолжать жить дальше и надежда на то, что виновные когда-нибудь будут наказаны.
Рассказывая о своем личном горе, Ахматова повествует о горе всего народа. Здесь проблема личности и власти переплетается с темой исторической памяти. Лирическая героиня говорит о единстве народа, о том, что она является частью одной большой системы. Не случайны и сравнения со стрелецкими женами. Так, поэт пишет: «Буду я, как стрелецкие женки, / Под кремлевскими башнями выть». Сравнивая Русь петровскую и Советский Союз, Ахматова тем самым проводит параллель между прошлым и настоящим, подчеркивая жестокость и несправедливость власти. Сломленные женщины прошлого и настоящего объединяются в один собирательный образ. Они страдают, их дух почти сломлен.
- Выделяется это произведение на фоне других, также посвященных проблеме личности и власти, прежде всего тем, что написано оно в стихотворной форме. Рассказ ведется от лица лирической героини, и все окружающее пространство читатель или слушатель воспринимает через призму взгляда лирической героини. Стихотворная форма в данном случае позволяет сконцентрироваться на описании эмоций и чувств героини, того, как она воспринимает происходящее вокруг. Но вместе с тем, героиня воспринимает происходящее словно бы со стороны. Она говорит: «Нет, это не я, это кто-то другой страдает./ Я бы так не могла».
Ахматова описывает в своем произведении ужасы ежовщины. Поэму можно назвать автобиографичной: у поэта был репрессирован единственный сын. И все те страшные события воспринимаются как личная трагедия женщины, ведь из-за действий власти ломается ее судьба и судьба ее сына. Однако, как подчеркивает лирическая героиня, она не одинока в своем горе. Вместе с ней его разделяют тысячи матерей, жен, дочерей и сестер, чьи близкие были репрессированы. Большая часть «Эпилога» посвящена этим женщинам: «И я молюсь не о себе одной, / А обо всех, кто там стоял со мною, / И в лютый холод, и в июльский зной / Под красною ослепшею стеною».
- Ахматова с поразительным мастерством переплетает между собой план настоящего, план евангельского прошлого и обобщенно-символический. Лирическая героиня как бы ведет диалог не только со своими современниками, но и с высшими силами, в том числе со смертью, которую она зовет, так как уже не может выдерживать выпавших на ее долю испытаний. Так тяжело ее горе, что она говорит следующее: «Ты все равно придешь - зачем же не теперь? / Я жду тебя - мне очень трудно. / Я потушила свет и отворила дверь / Тебе, такой простой и чудной».
Свое горе лирическая героиня сопоставляет, с одной стороны, с горем Девы Марии: «Магдалина билась и рыдала, / Ученик любимый каменел, / А туда, где молча Мать стояла, / Так никто взглянуть и не посмел». С другой стороны, душевное состояние лирической героини соотносится с состоянием тысяч других жен, матерей, дочерей, сестер, которые так же, как и она ждут возможности увидеться или хотя бы передать посылку своим близким. Именно для них Ахматова и пишет свою поэму: «Для них соткала я широкий покров / Из бедных, у них же подслушанных слов. / О них вспоминаю всегда и везде, / О них не забуду и в новой беде». У каждой из невольных подруг лирической героини – своя судьба, но всех их объединяют ужасные события, репрессии 30-х годов XX века.
Заключение
- Таким образом, «Реквием» Анны Андреевны Ахматовой – это не только поэма о трагедии народа, о проблеме личности и власти, но и об исторической памяти. Ничто не должно быть забыто – так можно, пожалуй, обозначить главный посыл произведения. Горе народа нельзя измерить, а подобное не должно никогда повториться.
- «Реквием» – одно из самых эмоционально сильных произведений русской литературы XX века, посвященных проблеме личности и власти. Эта поэма была написана для того, чтобы сохранить историческую память, не забыть те страшные события, принесшие народу столько горя.
- Таким образом, поэма А. А. Ахматовой «Реквием» – памятник эпохи, в котором через призму личного восприятия рассказывается о горе всего народа. Яркие евангельские мотивы и образ смерти помогают автору передать то состояние, в котором находится не только она, но и тысячи других ее подруг по несчастью.
Васильева Татьяна Сергеевна,
магистр филолологии, МГУ им. М.В. Ломоносова.