- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Роль семьи в воспитании личности -1 (по произведениям русской классики)
Как всегда, наш образовательный центр предлагает достаточно большой дополнительный материал к написанию выпускного эссе. В данной статье в аргументативной базе основной части приведены примеры из «Капитанской дочки» А.С.Пушкина и «Недоросля» Д.И.Фонвизина. В продолжении статьи мы планируем предложить для основной части эссе другие произведения русской классики, а также варианты заключения. Педагоги нашего образовательного центра надеются, что статья окажется полезной. На предварительном этапе можно вспомнить содержание произведений и обратится к уже размещенным статьям на эту тему:
Эссе по литературе на выпускном экзамене в 11 классе по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Анализ эпизода из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»
Материалы для вступления:
- Русская классическая литература на всем протяжении исследовала роль семьи в воспитании личности. Черты, заложенные в человеке с детства, определяют его судьбу. В раннем возрасте формируются характер человека и его нравственные принципы. «Мысль семейная» становится главной в повести Пушкина «Капитанская дочка» и комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
- Мы открываем книги писателей-классиков и идем в гости к Простаковым и Скотининым, Фамусовым и Лариным, Гриневым и Мироновым, Болконским и Курагиным, Ростовым и Безуховым. Вчитываемся, вдумываемся и составляем своеобразный кодекс чести и добродетели которому следуют герои, как Петр Андреевич Гринев, либо бесчестия и подлости, как Митрофан Простаков и Швабрин.
- В русской классической литературе «мысль семейная» зачастую организует художественное пространство произведения. Узнавая о судьбах Гринева, Маши Мироновой, Татьяны Лариной, Ростовых и Болконских, мы соглашаемся или, наоборот, отвергаем формулу семейного счастья или несчастья, по которой «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Учиться, жениться или делать добро? Писатель зовет к размышлению, а темой воспитания можно внимательный читатель увидит историю отечества со всеми ее проблемами, бедами и достижениями.
Основная часть
- вариант – если выбор пал на «Капитанскую дочку» А.С.Пушкина и «Недоросль» Д.И.Фонвизина.
Пушкинская повесть представляет собой семейные записки и начинается с эпиграфа: «Да кто его отец?» Содержание главы является ответом на этот вопрос. Жизнь Петруши Гринева внешне похожа на жизнь другого знаменитого недоросля - фонвизинского Митрофана Простакова. Гринев жил в родовой деревне и воспитывался крепостным дядькой Савельичем, Митрофан - крепостной нянькой Еремеевной. Гринев выучился под надзором Савельича грамоте и мог «очень здраво судить о свойствах борзого кабеля».
Позже отец нанял для своего сына учителя-француза Бопре. Бывший парикмахер очень напоминается немца Вральмана, бывшего кучера, который должен учить Митрофана всем наукам. И вот закономерный результат: молодой Гринев «жил недорослем, гоняя голубей“, но вырос не Митрофаном Простаковым, а достойным русским дворянином. Почему?
Весь семейный уклад дома Простаковых, лишенный нравственной основы, способен сформировать только изворотливого приспособленца, наглого невежу с его коронной фразой: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Простаковым и Скотининым понятие чести неведомо, да и другие нравственные вопросы перед ними не встают. И это самое страшное: и те, и другие, и им подобные - люди без души. Бездуховность, по мысли драматурга, куда страшнее незнания математики и географии. Жескосердный самодур никогда не вспомнит, что такое долг и полезные добрые дела. Фонвизину важно было показать, что иным Митрофан бы и не вырос: «Вот злонравия достойные плоды!» И делает вывод: «Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания». А это, по мысли драматурга, куда страшнее необразованности. Если в такие руки попадет Отечество, не стать ему достойным и цивилизованным государством. Стародум сказал об этом так: «Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании». От воспитания будущих поколений зависит благосостояние страны. Драматург-просветитель видел именно в воспитании источник спасения от духовной деградации общества. Как гражданин Фонвизин своей комедией в литературной форме выступал за торжество знаний и разума, нравственности и духовности, начало которым положено в семейном кругу.
В повести «Капитанская дочка» Гринев рисует свои детские годы в чертах, прямо повторяющих фонвизинского недоросля. Но Пушкин, показывая развитие и становление личности своего героя, противопоставляет его Митрофану. Сначала перед нами предстает легкомысленный помещичий сынок, бездельник-недоросль, с рождения записанный в сержанты гвардии и мечтающий о веселой жизни столичного гвардейского офицера: «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». Суровый Гринев-отец не долгими наставлениями, а личным примером внушил Петруше высокие нравственные правила: дворянская честь и достоинство превыше всего в жизни, обязанность дворянина – служба государству. Понимая, что в Петербурге Петруша научится только «мотать да повесничать», отец решает, что сыну необходимо послужить в армии, потянуть лямку, понюхать пороху. И отправляет его к своему старинному товарищу, служащему в Оренбурге. Прощаясь с сыном, Гринев дает сыну наказ „беречь честь смолоду“.
Этому моральному правилу сын следовал в самых сложных ситуациях: в сцене казни капитана Миронова, в опасных объяснениях с Пугачевым, в любви, в отношениях со Швабриным. Череда его поступков вызывает глубокое уважение. Петруша откажется присягать самозванцу, потом, вытащенный буквально из петли заступничеством Савельича, не станет целовать руку Пугачеву. Во время суда откажется назвать имя любимой девушки, чтобы не делать ее имя предметом обсуждения «между гнусными наветами злодеев». В этом еще раз проявятся его благородство и честь. Напутствие, данное Гриневым-отцом при отъезде сына из дома, окажется не простой формальностью, обязательной при прощании, а напутствием начинающему самостоятельную жизнь, заветом отца, который он передает наследнику. В сыне мы увидим цельную, глубокую личность, которая достойно выходит из всех жизненных испытаний, никого не предав и заслужив любовь капитанской дочки.
2 вариант - если кому-то из пишущих эссе захочется сопоставить Гринева не с Митрофаном Простаковым, а с героем той же повести Пушкина. Швабрин – герой-антипод Гринева. Особенности его мировосприятия помогут развить тему эссе в ином направлении.
Эпоха пугачевщины сводит Петра Андреевича и Алексея Ивановича Швабрина, образы которых позволяют автору раскрыть одну из главных проблем – проблему чести.
Вырвавшись из-под опеки, желая доказать всем, что он уже не ребенок, Гринев начинает свою самостоятельную жизнь с глупостей: крупно проигрывает гусарскому офицеру Зурину, обижает преданного ему Савельича. Но, надо признать, что после всего испытывает муки раскаяния и даже просит прощения у Савельича и мирится с ним. Унаследовав от матери доброту, Гринев спасшему его в метель незнакомцу делает щедрый подарок – свой заячий тулуп. В нем есть несомненное благородство, и он неоднократно встает на защиту чести Маши Мироновой.
Здесь же, в Белогорской крепости, судьба сталкивает Гринева со Швабриным, столичным гвардейским офицером, богатым и знатным, которого сослали в дальний гарнизон за «душегубство» - за убийство на дуэли. Скука гарнизонной жизни сводит вместе двух таких непохожих молодых офицеров. Но почти сразу Швабрин начнет проявлять себя с подлой стороны: издевается над стихами Гринева, оскорбительно отзывается о Маше. Вызвав на дуэль Гринева, ранит его в тот момент, когда Петра отвлек крик Савельича. И, наконец, пишет донос отцу Гринева, чем провоцирует отказ того благословить брак Петра и Маши.
Месяцы крестьянского мятежа становятся вешающими в духовном созревании Гринева. Но тот же мятеж и встреча с Пугачевым выявили в Швабрине его предательскую натуру. Он не просто стремиться сохранить свою жизнь, но пытается уничтожить своего соперника и пользуется своим положением, принуждает Машу Миронову выйти за него замуж. Когда его обман в отношении Маши раскрылся, Швабрин откровенно жалок в своем испуге: он бросается на колени перед Пугачевым. Гринев вспоминает: «С омерзением смотрел я на дворянина, валявшегося в ногах беглого казака». Нет предела подлости Швабрина: открывает Пугачеву, что она дочь капитана Миронова, клевещет на Гринева членам следственной комиссии. Все эти поступки – следствие не заложенной в детстве системе нравственных ценностей. Недаром Автор ни разу не рассказал, кто он и откуда.
3. Еще один поворот в раскрытии темы может дать обращение к семье капитана Миронова. Не только к судьбе Петра Гринева имеет отношение эпиграф, предпосланный повести. В немалой степени он соотносится и с судьбой семьи Мироновых, призванной сыграть важную роль в жизни Петра Гринева: коменданта крепости Ивана Кузьмича, капитанши Василисы Егоровны и их дочери Маши. Первое проявление характера Маши мы видим в ее отношении к сватовству Швабрина. Блестящее положение жениха в обществе, возможность уехать в Петербург не прельщают девушку. А когда придет настоящая любовь, Маша не потеряет голову, не посмеет венчаться с Гриневым без родительского благословения. |
Трогательна сцена благословения Маши, не успевшей уехать из крепости, последнего напутствия дочери отцом и прощания стариков. В отказе Василисы Егоровны покинуть крепость звучит приговор самой себе: «нечего мне под старость лет расставаться с тобой и искать одинокой могилы на чужой стороне». А в словах «Вместе жить, вместе и умирать» мы услышим её понимание женской и супружеской чести. Не зря отец завещает дочери: «Живи, как жили мы с Василисой Егоровной».
Огромное мужество проявили старики Мироновы в последние минуты своей жизни. Изнемогающий от ран капитан Миронов тверд перед Пугачевым: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец». Какая сила любви звучит в последнем плаче жены по убитому мужу: «Свет ты мой, Иван Кузьмич, удалая солдатская головушка! Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!»
Маша Миронова твердо усвоила нравственные ценности своих родителей. В застенчивой бедной сироте, оказавшейся в таких страшных обстоятельствах, просыпается материнский характер, волевой и мужественный. Будучи в полной зависимости от Швабрина, посаженная в карцер на хлеб и воду, она готова скорее умереть, чем согласиться на брак с ним. В трудные минуты жизни она обнаруживает ум, сердце, стойкость, силу. Основа ее характера – женская добродетель, столь ценимая Пушкиным в женских характерах.
(продолжение следует)