- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль»
Второе суммативное оценивание раздела «Сатира и юмор в литературе» в 7 классе
Для итоговой работы по литературе обычно подбираются замкнутые во времени и пространстве художественные картины, которые имеют относительно самостоятельное значение. После изучения комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» в качестве суммативного оценивания раздела ученикам 7 класса может быть предложено на примере отдельных сцен произведения выявить основные приемы создания комического эффекта, примененные автором для характеристики героев. Кроме того, семиклассники должны исследовать роль художественных средств создании образов персонажей. В нашей статье школьники и родители смогут найти материал, внимательное изучение которого поможет качественно подготовиться ко второму суммативному оцениванию раздела «Сатира и юмор», которое завершает изучение комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Автор статьи - А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР, учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный». В статьях автора Раздел «Юмор и сатира в литературе. Басни И.А.Крылова» написанных для вдумчивых читателей-семиклассников и их родителей, представлен богатейший материал для самостоятельной подготовки семиклассников к урокам литературы. Постижение его поможет сформировать навык чтения классической литературы и вооружит средствами и приемами для ее анализа.
Русская литература 18 века во многом определила дальнейшее развитие отечественной словесности. Но из драматургов этой эпохи лишь Денису Ивановичу Фонвизину удалось пережить свое время. Комедия «Недоросль» по праву входит в «золотой фонд» русской драматургии. Созданная в условиях господства классицизма, она несла в себе новаторские черты, которые подготовили появление и утверждение реализма.
Значения слова «история»Митрофан не знает. На вопрос Правдина «А далеко ли вы в истории?» - отвечает: «Далеко ль? Какова история? В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство». Он себе даже представить не может, что существует история той страны, в которой он живет, история других государств. И это неудивительно: его обучает этой науке Вральман. В своем отечестве он был кучером. Чтобы как-то прокормиться и не умереть с голоду, он в России «угодил» в учителя.
Митрофан простосердечно признается в том, что они с учителем любят слушать на сон грядущий истории скотницы Хавроньи («говорящее» имя – Хавронья: свинья).
О такой науке, как география, Митрофан вообще не слышал. Ответить, естественно, не может. Поэтому гневается: «Пристали с ножом к горлу». Простакова недоумевает, зачем такая наука - описание земли, - для чего она. На замечания Стародума, что пригодились бы знания географии при поездке куда-нибудь, она простодушно замечает, что для этого есть извозчики: выполнять любую дворянскую волю. Верхом скотининской семейной философии является ее заключение: то вздор, чего не знает Митрофанушка, ставшее крылатым выражением. Смысл его иронически подчеркивает Стародум: невежа утешает себя мыслью, что все то вздор, чего не знаешь.
Далее следует рассказ-разоблачение Простаковой об отце. Без наук всяких жил, не учился, а умел богатство нажить: взятки брал. Полон сундук насобирал, но из экономии ничего не брал из него. И умер с голоду. (Прием гиперболизации. Есть «вечные» образы в мировой литературе – «Скупой» и др.)
Скотинин довершил «поэму» о ненависти к учению рассказом о крепколобом дяде Вавиле Фалалеиче.
Приемы комического в данном эпизоде
(продолжение следует)
А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР,
учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный»