- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Как подготовить ребёнка к первым урокам обучения грамоте
Звуки и буквы - одна из самых первых тем, с которой знакомятся первоклассники на уроках обучения грамоте. Много времени в школе на изучение не дают, а материал достаточно сложный. Поэтому лучше подготовить ребёнка заранее.
Прежде всего, будущий первоклассник должен запомнить, что звук – это то, что мы слышим и говорим, а буквы – то, что мы пишем и видим.Они могут быть гласными и согласными.
Гласные – это те, при произнесении которых язык не встречает преград во рту. Они образуют слог. Лучше не учить ребёнка, что гласные можно пропеть, протянуть. Потому что сонорные [р], [л] и прочие тоже, в принципе, можно пропеть. Да и лучше сразу приучать их к более – менее научным определениям. В принципе, гласных не так много, их легко запомнить. Поиграйте в игру – гласный или согласный. Вы называете звук, а ребёнок поднимает вверх карточку красного (гласный) или чёрного (согласный) цвета. Ни в коем случае не называйте е, ё, ю, я – это очень хитрые буквы! Дело в том, что таких отдельных звуков просто не существует. Каждая из них обозначает по два звука: е - [й], [э], ё - [й], [о], ю - [й], [у], я - [й], [а]. И только когда данные буквы стоят после согласной в слове, тогда они обозначают один звук, а предыдущий согласный становится мягким. Можно сказать будущему первокласснику, что звук[й] убегает к согласному, а тот сразу смягчается. Здесь также возможно и даже нужно поиграть. Вы называете слова с е, ё, ю, я, малыш хлопает в ладоши, только когда эти буквы обозначают один звук. Например, ёлка, метель (хлопок), юрта, лента(хлопок), девочка(хлопок), мяч(хлопок), яхта.
Все гласные бывают ударными и безударными.
Итак, подведём итог:
- Звуки это то, что мы слышим и говорим, а буквы – это то, что видим и пишем.
- Звуки бывают гласными и согласными.
- Буквы ё, е, ю, я обозначают два звука, а если находятся в слове после согласной, то один. Отдельно звуков ё, е, я, ю нет!
- Все гласные звуки бывают ударные и безударные.
Теперь вернёмся к согласным звукам. Выше говорилось, что гласные обозначаются красным цветом, а согласные черным. Но это не совсем так. Если вы откроете букварь, то заметите, что все согласные обозначены либо синим, либо зелёным цветом. Это все потому, что все согласные делятся на мягкие и твёрдые. Мягкие обозначаются зелёным цветом и запятой сверху, апострофом ([л'], [с']). Помочь заметить мягкость согласного помогают стоящие после него гласные ё, е, ю, я, и, а также мягкий знак. Есть очень интересная игра, помогающая детям закрепить умение отличать мягкий согласный звук от твёрдого. Это игра – сказка.
В одном сказочном царстве – государстве живут два гнома – Дин и Дон. Первый любит все мягкое, пушистое. И не зря – ведь его имя начинается с [д']. А Дон, наоборот, обожал все твёрдое, остренькое! Ведь у него имя начинается с твёрдого звука [д]. И вот однажды пришли два гнома в…(магазин, лес, город). Глаза у них разбежались! Что же больше подходит Дину, а что – Дону?
Вы можете приготовить картинки с изображением предметов по заданным темам (магазин, лес, город). А затем предложите отобрать нужные предметы для Дина и для Дона, ориентируясь на первый звук. Так, у Дона в лесу будут куст, тополь, малина, сорока. А уДина – белка, земляника, липа, дятел. А можно немножко усложнить задание и предложить ребёнку самому придумать, что же может оказаться у Дина, а что – у Дона.