- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Проблема личности и власти – 3 Роман Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
Наш Центр развития продолжает публикацию материалов в помощь одиннадцатикласснику, работающему над темой «Проблема личности и власти» при подготовке к выпускному эссе
Ученику предлагаются несколько вариантов вступления и заключения и, соответственно, материал для развития темы эссе в основной части, что позволяет выпускнику выбрать то, что отвечает его пониманию темы.
Другие материалы опубликованы на страницах сайта центра развития в разделе «Школьникам и выпускникам» - https://bambi-astana.kz/news/problema-lichnosti-i-vlasti-2-master-i-margarita-m-bulgakova
https://bambi-astana.kz/news/problema-lichnosti-i-vlasti-na-primerah-proizvedeniy-literatury-xx-veka
Материалы для вступления
1. Тема личности и власти очень часто поднималась в русской классической литературе. В XIX веке эту проблему в своих произведениях освещали А.С. Пушкин («Капитанская дочка»), М.Ю. Лермонтов («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), Л.Н. Толстой («Война и мир») и другие. В XX веке из-за сложной политической ситуации (Первая мировая и гражданская войны, образование СССР, Великая Отечественная война и т.д.) эта тема была особенно актуальной. Одним из самых, пожалуй, ярких произведений, посвященных этой проблеме, можно считать роман Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго».
2. Роман «Доктор Живаго», за который его создателю Борису Леонидовичу Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе, является одним из самых интересных произведений русской литературы второй половины XX века. В тексте охватывается большое количество проблем: проблема русской истории, революции, жизни и смерти, любви, творчества. Но самой главной является, пожалуй, проблема личности и власти. Можно сказать, что данное произведение – это трагедия о том, как отдельные люди, часто яркие и незаурядные личности, были раздавлены безжалостной машиной власти.
3. Проблема взаимоотношений власти и личности, к которой на протяжении XX века обращались многие знаменитые писатели, среди которых и М. А. Булгаков, и Е. И. Замятин и А. А. Ахматова, с интересной стороны раскрыта в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». В этом произведении описывается не только то, как отдельные люди, подчас яркие индивидуальности, были раздавлены безжалостной машиной власти, но и противопоставляется прошлое и настоящее, вечные ценности и необходимое обновление. Эти противоположности напрямую связаны с проблемой личности и власти в романе.
Основная часть
Главный герой романа – Юрий Живаго, человек, переживший из-за гражданской войны множество потрясений, не сумевший приспособиться и не смогший жить в «новой» реальности. Автор романа концентрируется на описании внутреннего мира этого персонажа, его чувств, переживаний. Пастернак, описывает окружающую действительность через призму души главного героя, который так и не смог принять всего происходящего в мире. Доктор Живаго в буквальном смысле задохнулся (вспомните сцену, в которой описывается случившийся с героем сердечный приступ).
Юрий, тонко чувствующий человек, интеллигентный, умный, понимал необходимость изменения порядка, но не смог принять то, как советская власть меняла окружающий мир. Для главного героя каждая человеческая жизнь имела ценность, однако новая власть часто относилась к отдельным людям с пренебрежением. Расстрелы, лагеря, высылка людей за границу – всё это Юрий видел своими глазами, какие-то из событий происходили с его близкими. Его жена Тоня и дети были высланы за границу, Лариса, его любимая женщина, скорее всего, была или расстреляна, или закончила свои дни в одном из многочисленных лагерей. Сам Юрий провел около двух лет своей жизни фактически в плену у красноармейцев.
Главный герой Юрий Андреевич Живаго стоит как бы на пересечении мира духовного и мира материального. Он не только хороший доктор, чье призвание - лечить и спасать от смерти людей, но также и тонко чувствующий поэт, чья душа не может принять окружающий мир, в котором отдельный человек практически ничего не значит, если он не разделяет идей революции.
Одним из ключевых образов романа становится метель. Наверное, именно метель, окутывающая всё и вся на своем пути, заметающая старые следы, представляющая собой бесконечный круговорот снежинок, гонимых ветром, и олицетворяет революцию.
Метель неизбежна, и от нее не укроешься навсегда, в усадьбе Варыкино, как бы ни хотелось. Все люди в романе являются такими снежинками, и далеко не всем удается найти свое место в мире, приспособиться, пережить тяжелые годы. Так, Тоня с детьми вынуждена уехать, Лариса, скорее всего, погибает. Друзья детства Юрия Миша Гордон и Иннокентий Дудоров проходят через лагеря и репрессии. Сам доктор Живаго умирает от сердечного приступа. На протяжении большей части романа Юрий ощущает, что он задыхается, и это ощущение в сцене его смерти обретает материальное воплощение. Он рвался на воздух, но из-за неисправности трамвая, двери которого открывались лишь на остановке, скончался у его колес.
3. Юрий Живаго, главной герой романа, доктор и поэт, понимает необходимость обновления, но не принимает те методы, которые использует советская власть, чтобы изменить окружающий мир. По мнению Юрия, нельзя отказываться от вечных ценностей, таких, как любовь, жизнь, семья и др. Но для власти многие из этих ценностей представляют собой пережиток прошлого, то, от чего необходимо избавиться. В настоящем же ко многим из них относятся с пренебрежением.
Иногда выходит и так, что в том новом мире нет места и простой человечности. Так, ярким примером является то, что Павел Антипов, уже будучи революционным комиссаром Стрельниковым, совершенно не интересуется судьбой своих жены и ребенка, когда берет город. Казалось бы, семья – самое дорогое, что есть в жизни человека, но Павел вместе со своей фамилией оставляет и свое прошлое. Принимая идеи революции, он словно бы отрекается от всего, что было до нее.
Но ведь нельзя отказаться от своего прошлого, своей семьи, своей истории и жить счастливо, нельзя стать обезличенной машиной, состоящей на службе у власти, нужно оставаться человеком, индивидуальностью. Возможно, именно поэтому у Антипов-Стрельников и погибает, когда перестает быть нужным власти и служить на благо власти. Но и личность, которая противится новому порядку, которая не угодна власти, тоже не может существовать в «новой» реальности.
Заключение
1. Борис Пастернак описывает трагедию одной незаурядной личности, которая не смогла принять окружающую действительность. Главный герой романа – является, скорее, не воплощением одного конкретного человека, а собирательным образом всех тех, кто жил в то время и кто не смог по разным причинам счастливо жить при советской власти.
2. Роман «Доктор Живаго» был раскритикован как на родине писателя из-за неоднозначного отношения к Октябрьской революции 1917 года, так и за ее пределами за стиль, язык, сюжетную линию. Но, тем не менее, заслуга писателя, сумевшего так искусно передать проблему выбора, проблему взаимоотношений личности и власти своего поколения, трудно переоценить.
3. Нельзя утратить себя, отречься от своего прошлого и жить счастливо, как и нельзя жить в новом мире, противясь официальной власти, – таков вывод, который можно сделать, прочитав роман. Очень немногим героям, среди которых Евграф Живаго, Михаил Гордон и Иннокентий Дудоров, удается пережить все волнения, испытания, выпавшие на их долю, и при этом не только выжить, но и сохранить себя.
Васильева Татьяна Сергеевна,
магистр филолологии, МГУ им. М.В. Ломоносова.