- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
ЧТО ЧИТАТЬ ДОШКОЛЬНИКУ-2
Продолжение разговора о том, как организовать круг чтения своему ребенка. С.Н.Кузнецова, педаго-психолог центра развития «Бемби»0 делится опытом воспитания настоящего читателя, который формируется с раннего возраста. Начало цикла статей – Что читать дошкольникам
Но не только повести-сказки хороши для чтения детям этого возраста. Ребёнок готовится к важному этапу в своей жизни – к школе. И у многих это вызывает тревогу, потому что впереди неизвестность. Не все взрослые могут объяснить, что будет в школе. Помимо понимания, что там будут уроки, ребёнку необходимо осознать, что и в классе можно дружить, даже иногда играть. С поступлением в первый класс жизнь не заканчивается, и в школе бывает интересно, весело, по-настоящему не скучно. А ещё в этом возрасте ребёнок начинает формировать новую социальную позицию «школьник». И для этого у него развивается самостоятельность, способность к самоорганизации, самоконтроль, умение оценивать свои поступки, целеполагание. Появляются переживания по поводу поступков, и ребёнок уже не всегда хочет показывать окружающим, что ему плохо. А в книгах можно встретить героев, похожих на читателя. И получить совет. Для всего этого необходимо читать повести именно о детях. С той самой пометкой «для младшего школьного возраста».
Хочется порекомендовать Вам список книг и в этом жанре.
Повести о детях 6 -10 лет
- Анне – Катарина Вестли «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»
Это только первая книга трилогии. В ней рассказывается о жизни многодетной семьи, где родители понимают детей, а дети отвечают им взаимностью. Не правда ли, очень актуально – умение договориться и понять других?
Почему именно эта книга?
Потому что в этой повести без назидания говорится о том, что у каждого в жизни бывают сложные моменты. Но их можно преодолеть, опираясь на своих близких. Кроме того, в книге много ситуаций, которые могут быть в жизни каждого. И написаны они хорошим языком, с юмором. Например, в главе о том, как дети и родители решали, что можно купить на целых сто крон, мама всё время предлагала «мешок картошки». Но в итоге все выбрали часы с кукушкой.
А самая главная рекомендация: многие уже взрослые люди с улыбкой говорят, что помнят эту книгу из своего детства. Если память о прочитанном жива через годы – это о многом говорит, не правда ли?
Какую книгу лучше выбрать?
Рекомендую найти издание с иллюстрациями Натальи Кучеренко. Они очень в стиле книги: добрые и озорные.
- Анне – Катарина Вестли «Повести о Щепкине»
Удивительно – писательница из Норвегии, а фамилия героя русская. На самом деле Щепкин – деревянный человечек, похожий на обломок ветки. А его друг по имени Малыш – обычный мальчик, который очень любит своего Щепкина и умеет с ним говорить.
Почему именно эта книга?
У многих детей есть любимые игрушки. И им понятней, чем взрослым, многое из описанного в книге. Страх потерять своего любимца. Понимание, что нет одиночества, когда верная игрушка рядом. «Хорошо, что у тебя есть я, - сказал Щепкин. – Да, - ответил Малыш».При этом игрушку необязательно всем показывать. Можно спрятать в кармане. Или в портфеле.
Какую книгу лучше выбрать?
Любое издание. Например, такое, как здесь.
- Астрид Линдгрен «Приключения Эмиля из Лённеберги»
В самой Швеции Астрид Линдгрен больше знают именно как автора книг об Эмиле и Пеппи. Это у нас Карлсон на первом месте. «Эмиль из Лённеберги – так все звали одного мальчишку, который жил в этой самой деревне Лённеберги. Был он ужасно озорной и упрямый, не то, что ты, верно?» Так начинается эта повесть.
Почему именно эта книга?
Главный герой всегда хочет, как лучше. Но получается не очень. Например, он хочет, чтобы его сестрёнка не употребляла бранные слова. И потому заставил её выучить их все. Или хотел защитить папу от мыши и поставил мышеловку под стол, как раз туда, где папа любил складывать ноги во время утреннего чаепития. Все эти истории очень добрые, в них нет злого умысла. И это близко ребёнку: наверняка и в его жизни были схожие ситуации и мотивы. Ну и, наконец, книга оооочень весёлая. Вы будете смеяться до слёз – это гарантировано.
Какую книгу лучше выбрать?
Обязательно обратите внимание, чтобы был перевод Лунгиной. А насчёт иллюстраций – смотрите на свой вкус.
- Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
Герои книг – школьники Витя Малеев и его друг Костя Шишкин. Они не являются гордостью класса, у обоих выходят «двойки» - у Кости по русскому языку, у Вити по математике. Им не разрешают участвовать в школьной постановке. Но друзья не опускают рук.
Кроме этой повести у автора есть «Весёлая семейка» и многие другие.
Почему именно эта книга?
Эту книгу Ваш ребёнок может прочитать сам – она небольшая, язык простой. Сама история очень интересная. Например, Витя пытается воспитывать силу воли и не есть пирожное (а именно в этом возрасте ребёнку приходит осознание, что такое воля и самодисциплина). В книге есть задачки, которые читатель может решить вместе с героями книги. А также в ненавязчивой форме показано, как можно преодолеть лень.
Какую книгу лучше выбрать?
Издание с иллюстрациями В. Чижикова.
- Н. Носов. «Фантазёры»
И любые другие сборники рассказов Николая Носова тоже можно и нужно читать. В большинстве из них главный герой, от чьего лица ведётся повествование, – мальчик Коля и его друзья, Мишка, Шурик. Но во многих рассказах другие герои. Важно, что все они – дети, с которыми случаются обычные истории.
Почему именно эта книга?
Потому что такие истории могут произойти с любым ребёнком. Например, в рассказе «Тук-тук» на крышу падали ягоды, а детям внутри казалось, что к ним пытается пролезть страшный человек. Или в «Мишкиной каше» дети пытаются приготовить кашу и рыбу. Но в этих рассказах говорится и о том, как не надо поступать и почему. Например, в рассказе «Огурцы» мама заставила мальчика принести украденные с поля огурцы назад. И автор рассказывает, как тяжело было герою. Но после того, как он вернул украденное, на душе стало легче.
Какую книгу лучше выбрать?
В этом издании много картинок и очень хороший шрифт. Но нужно обратить внимание, что есть издание с такой же обложкой, но внутри не 23 рассказа, а всего 11.
- Виктор Драгунский «Денискины рассказы»
Все рассказы написаны от лица главного героя – Дениски Кораблёва. В них говорится о дружбе, о буднях семьи, двора.
Почему именно эта книга?
Герои рассказов чаще всего одни и те же. Дениска, его родные, его лучший друг Мишка, учителя, одноклассники, подруга Алёнка. Таким образом, все рассказы становятся главами большой повести, где разворачиваются жизненные ситуации, смешные и не очень, а некоторые полны житейской мудростью. Например, «Он живой и светится» - Дениске было тоскливо, и он выменял светлячка на игрушечный самосвал. Или в рассказе «Друг детства» вспоминает игрушку, которая была когда-то любимой, и ему становится стыдно. А рассказ «Арбузный переулок» и вовсе не назвать забавным. Но все эти истории как раз и показывают, что в жизни есть место и весёлому, и грустному, и серьёзному, и забавному.
Какую книгу лучше выбрать?
Очень много разных изданий, с различным набором рассказов. Очень рекомендую для первого знакомства выбрать ту книгу, где есть «Заколдованная буква» и «Где это видано».
- Ирина Пивоварова «О чём думает моя голова»
Это повести и рассказы о девочке Люсе Синицыной, её лучшей подруге Люсе Косицыной и их одноклассниках.
Почему именно эта книга?
Дети там очень настоящие. Не любят манную кашу, ссорятся, мирятся, учатся, получают разные оценки, заботятся о собаке. Все описано очень понятно для любого ребёнка. И ситуации как раз такие, которые могут быть в жизни.
Какую книгу лучше выбрать?
Тут важны сами рассказы. Но оформление В. Долгова очень неплохое.
- Юрий Сотник «Вовка Грушин и другие»
Эти повести о ребятах постарше. Но некоторые рассказы, такие как «Маска», «Как я был самостоятельным» вполне подойдут для чтения детям 6-7 лет. Возможно, и другие рассказы тоже – тут всё индивидуально.
Почему именно эта книга?
Эти рассказы – будто от имени Дениски Кораблёва, но чуть повзрослевшего. Главный герой Лёша Тучков и его одноклассники. В рассказах точно так же описаны будни, обшение с роителями, с друзьями. Очень рекомендую к прочтению рассказ «Внучка артиллериста» Лёша не мог учить уроки дома, так как ему мешала собака. И его «прикрепили» к отличнице Даше, к которой приехала тётя с тремя сыновьями. И Лёша научился делать уроки, не отвлекаясь на шум.
Все книги написаны очень мягко, интересно. У каждого героя свой характер.
Какую книгу лучше выбрать?
Видела только отдельные рассказы с интересным оформлением. Так что, ищите по вкусу.