- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Психологическая готовность ребенка к школе – 2
Важнейшая тема, которая накануне нового учебного года обсуждается родителями выпускников группы по подготовке к школе. На что обратить внимание? Самые точные советы – от психолога-практика, работающего в школе и ежедневно общающегося с первоклассниками и их родителями. Продолжение статьи Анны Григорьевны Юраш, кандидата психологических наук, члена ОПОПЛ. Начало - Психологическая готовность ребенка к школе
Во время подготовки ребенка к школе родители обычно ориентируются на умения, полученные в процессе научения: умение читать, писать и считать. А готовность к школе определяется разносторонними навыками развития психики и её адаптивности к переменам в жизни. Давайте разберёмся, какие же аспекты психики определяют уровень готовности ребёнка к школьному обучению.
Напомню, что ребёнок должен быть физически здоров или находиться под контролем лечащего врача в случае особенностей развития или наличия хронических заболеваний. Радует, что многие молодые современные родители придают большое значение физическому развитию своих детей, поэтому дети и приходят в школу выносливыми, усидчивыми, готовыми выдерживать статическую нагрузку во время учебного процесса. Это и зрелость психики, формирования произвольности. Это свидетельствует о полноценном формировании позвоночника, координации крупной и мелкой моторики, устойчивости мышечного корсета. Здоровый ребенок обладает здоровой пластичной психикой, обеспечивающей разнообразные способы реакций на взаимодействие с миром.
Летом перед поступлением в школу понаблюдайте за своим малышом. Обратите внимание, сколько времени проводит ваш ребёнок за определёнными занятиями, способен ли он в течение четырёх, пяти часов с перерывами, обедом, физическими упражнениями выполнять задания по 3-5 учебным предметам. Как он чувствует себя в конце занятий. Помните, что ребёнок, приученный к режиму дня, гораздо легче адаптируется к новому ритму жизни. До семи лет ребёнку необходим дневной сон, в крайнем случае, отдых, возможность полежать, разгрузить позвоночник, отдохнуть. Ребёнок, готовый физически к школьному обучению, хорошо ориентируется в пространстве, различает направления право – лево, верх – низ, вперёд - назад.
Следующим показателем готовности к школе является эмоциональная готовность. Последнее время в приоритете обсуждаемых задач психологического развития человека стал эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект, грубо говоря, проявляется в умении переживать, выражать эмоции в соответствии с адекватностью ситуации, уметь контролировать и управлять своими эмоциями. Что это значит для семилетнего ребёнка? Это можно проверить, наблюдая за реакциями ребёнка в ситуации жизни, фильма, книжного сюжета. Как ребёнок реагирует на смешные события, понимает ли смысл юмора, умеет ли эмоционально изображать в лицах героев сказок, как проявляет эмоции при общении с разными людьми? Необходимо помнить, что дети чаше всего копируют эмоциональные реакции родителей. Проверьте, понимает ли чувства других, способен ли к сопереживанию, сочувствию.
Тесно связана с эмоциональной и коммуникативная готовность к школе. Она выражается в умении устанавливать контакт с детьми и взрослыми, отвечать на вопросы учителей, проявлять дружелюбие и доверие. Умеет ли он слышать вопросы и отвечать на них? Для развития коммуникативности ребенку необходимо полноценное социальное и интеллектуальное общение в игре, беседе на определённую тематику, обсуждение событий и содержания книг, мультфильмов, семейных событий. Ребёнку важно знать, что его мнение интересно, значимо. Только так малыш получает богатый словарный запас, умение излагать свои мысли, вести беседу с незнакомыми и малознакомыми людьми. Это будет очень значимо для него, когда он придёт учиться в школу. Коммуникативные навыки помогают формировать социальную готовность к школе. Она заключается в знаниях ребенком сведений о себе, своей семье, месте своего проживания, месте работы родителей, своих друзьях, членах семьи своих обязанностях по дому. Ребёнок должен знать правила поведения в семье, на улице, в магазине, транспорте. Ему необходимо знать, как себя вести, если где-либо малыш остался один.
Уровень развития интеллектуальной готовности к школе складывается из умения рассуждать, логически мыслить, аргументировать свои ответы, иметь разнообразные представления о природе, устройстве мира, знаний о взаимосвязях между предметами и явлениями.
И, конечно, самым важным фактором готовности к обучению в школе является сформированность учебной мотивации. Практика показывает, что мотивация, которая имеется у 7-8 летнего ребенка, является неизменяемой до конца школьного обучения. Для проверки сформированности школьной мотивации проверяется умение ставить цель, делать выборы в сторону учебной, а не игровой деятельности, умения планировать свою деятельность, доводить дело до конца.
О том, как проверить сформированность мотивации выпускника группы по подготовке к школе – см. Зачем проверяют мотивацию при поступлении в школу
Удачи всем малышам и их родителям!