У школьников начались осенние каникулы. В нашем
детском развивающем центре каникулы, увы, не предусмотрены из-за насыщенности программного материала. Но благодаря ему наши учителя имеют хорошую возможность проводить уроки развития речи и знакомить детей с детской литературой. Такое «принуждение» к чтению на начальном этапе вполне оправдано. Надо учить ребенка быть читателем. И роль детского развивающего центра здесь бесценна. Но вот детки покидают центр и отправляются в школьную жизнь. На этом этапе важно не упустить время и продолжить формировать читательские навыки. Уютно расположившись с книжкой, позовите ребенка и скажите, что каждый образованный человек знает чудесную сказку французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Но читать ее лучше вместе. С остановками, чтобы поговорить о прочитанном, с рассматриванием иллюстраций, вариантов которых – бесчисленное множество. Как я завидую тем, кто только начнет читать эту потрясающую сказку. Поверьте, это ни с чем несравнимое удовольствие для вдумчивого читателя. Итак, вперед.
Философские размышления с Маленьким Принцем
Антуан де Сент-Экзюпери - классик на века. Его шедевр “Маленький Принц” так и зовет пуститься в размышления о мире и задать себе недетские философские вопросы. Собственный опыт автора в качестве пилота, застрявшего в пустыне, привносит в историю достоверность. И в самой повести реалистичная схватка главного героя, пилота, с жестокой природой пустыни и встреча с нереальным Маленьким Принцем предоставляет детям возможность о многом подумать.
Отправляясь в путешествия по планетам вместе с Маленьким Принцем, мы знакомимся с понятиями “власть”, “эфемерность” и “одиночество”. Учимся размышлять над разным пониманием собственности, различая право собственности, производное от ответственности (Маленький принц и его планета), и право собственности, основанное на алчности (Бизнесмен). Встречаясь с разными типами людей, он сам неоднократно обдумывает, что значат слова, к которым мы так привыкли, Через его по-детски невинную, но критичную призму мы сами учимся правильно оценивать себя и окружающих.
Маленький Принц неустанно задает вопросы, которые дети обязательно задали бы в похожих ситуациях. Все ответы приходят от самых “взрослых” взрослых. Порой нелогичные ответы взрослых героев отображают нашу реаоьность. “Делай, как я говорю. - Я - Король”. Это не очень-то отличается от “я – родитель, я – учитель,или я – начальник”. К тому же Маленький Принц никогда не перестает задавать один и тот же вопрос до тех пор, пока не получит ответ. Это качество главного героя является примером для детей: добраться до сути через тернии, а получив ответ, – проанализировать. В целом непрекращающийся процесс критической оценки всего, лежащий в основе книги, является фундаментом для культивирования думающей личности.
Вопросы для дальнейшего обсуждения
Глава 4
“Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не спросят о самом главном. Никогда они не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек?» Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько он весит? Сколько зарабатывает его отец?» И после этого воображают, что узнали человека.”
- Правильно ли это? А как ты можешь описать своего друга?
Глава 10
- Если у короля нет поданных, то обладает ли он на самом деле властью?
- Что дает людям власть?
Глава 13
Бизнесмен говорит, что владеет звездами, потому что он первый об этом подумал. Согласен/согласна ли ты с этим утверждением?