- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Ответственность и самостоятельность
Работа нашей группы по подготовке ребенка к школе осуществляется как большой разнонаправленный проект «Настоящий первоклассник». В его основе лежит программа нулевого класса, скорректированная с учетом новых требований образовательных стандартов для начальной школы. Кроме того, с детьми организуется множество занятий, которые помогают сформировать в ребенке все необходимые навыки и умения, благодаря которым он легко вписывается в школьную систему. Формирование положительной мотивации к обучению осуществляется в течение всего годового курса подготовки к школе. На установочном родительском собрании мы обязательно обсуждаем эту тему и предлагаем родителям познакомиться со статьями С.Н.Кузнецовой.
Часто в последнее время в школах родителей пускают только «до вешалки». И некоторые начинают переживать, что ребёнок не переоденется, потеряется и т. д. А почему так думают? Потому что ребёнок дома не выполняет домашние обязанности, а если всё же делает, то только после многочисленных напоминаний. И ещё, наверняка, некоторые родители сталкивались с тем, что многие неудачи в школе ребёнок объясняет «несправедливостью учителей», «предвзятостью одноклассников». Всё это указывает на отсутствие самостоятельности и ответственности. Как с этим справиться?
Ответственность – это способность отвечать за свои поступки, действия
Самостоятельность – умение выполнять действия и совершать поступки без чьей-либо помощи.
В воспитании ребёнка эти два понятия неразрывно связаны. Нельзя принять ответственность за поступки, которые ты совершал исключительно с кем-то. Поэтому важно давать ребёнку возможность выполнять что-то самостоятельно и отвечать за результат, прежде всего, перед самим собой.
Понаблюдайте за ним, его действиями. Что для него важно? Возможно, ему нужно только родительское поощрение, похвала. Попробуйте изменить это, но плавно. Когда ребёнок попросит оценить работу, предложите сначала сделать это самому. После оцените сами, но предварительно скажите, что ваше мнение может отличаться от его, так бывает. Важно иметь собственный взгляд на вещи. Если же ребёнок боится, что его будут ругать, делает что-то во избежание негатива, тут надо изменить действия родителей. Научитесь вести себя так, чтобы ребёнок не чувствовал страха, чтобы он мог выбирать, руководствуясь собственными мотивами. Если ребёнку важно материальное поощрение, то так же, плавно, постарайтесь это изменить. Приведите примеры множества дел, которые в семье выполняются безвозмездно, для общего комфорта. Можно собраться всей семьёй, обсудить список всех домашних дел, отметить, кто, что и когда должен выполнить. Предоставьте право ребёнку первому выбрать то, что он может выполнить. Ребёнок должен понять, что у всех есть свой круг обязанностей, и каждый несёт ответственность за их выполнение. Список можно повесить на видное место. Раз в неделю проводите совещание, где каждый рассказывает, что выполнил, что нет и почему. Не ругайте ребёнка за невыполнение, объясняйте, что мусор накапливается и неприятно пахнет, немытая посуда накапливается, чистых тарелок не хватает. Также и с оценками: если ребёнок не выполняет домашние задания, спокойно сообщите, чтобы он потом не удивлялся полученным тройкам. Если пропускает тренировки, расскажите, что на соревнованиях он, скорее всего, займёт последнее место.
Важно! Ребёнок должен понять связь между вложенными силами и полученным результатом. Если не сделать дело вовремя, то можно не получить результат никогда.
Конечно, родителям тоже нужно следить за своими действиями. Не надо бросаться на помощь, если видите, что он справляется с трудом. Дайте ему шанс! Не контролируйте каждый его шаг, дайте ему возможность допустить ошибки. Конечно, проще самому завязать шнурки за минуту, чем ждать минут десять, пока он справится сам. Но ребёнок должен привыкать, что есть дела, которые кроме него никто не сделает.
Также честно оцените возможности своего ребёнка. Не предъявляйте ему завышенных требований, которых он не сможет оправдать. Это лишь приучит его к мысли, что он – неудачник.
Давайте ему больше свободы действий и круг его собственных обязанностей.
У ответственного ребёнка обычно правильно сформированная мотивация. Он знает, что есть дела, которые нужно выполнять самому, не ждёт постоянных развлечений. Обычно, и процесс обучения тогда не вызывает особенных трудностей. Удачи Вам и вашему ребёнку!