- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Это трудное, но нужное слово - компетенция
Кажется, зачем родителю малыша разбираться в такой сложной терминологии? И в дошкольном образовании таких понятий достаточно много. Но наука есть наука. Она всегда права. Доверимся ей.
Итак, будущий первоклассник должен обладать рядом компетенций, которые станут залогом успешного обучения не только в начальной школе. Их несколько. И они все важны в равной степени. В наших статьях мы познакомим со всеми ключевыми компетенциями, которые определяют содержание дошкольного образования и которые положены в основу образовательного процесса в нашем центре развития.
Компетентность – это способность применять полученные знания в жизни.
Сегодня мы поговорим о формировании коммуникативной компетенции. Почему так важно формировать у ребенка коммуникативные умения? Все потому, что общение ребенка с окружающими людьми продолжается непрерывно. Ребенок будет чувствовать себя комфортно только тогда, когда сможет без труда вступать во взаимоотношения со взрослыми и сверстниками: будет активным в беседе; не побоится первым начинать общение с незнакомыми детьми, с учителем, используя при этом знания этикета; вступать в совместную деятельность со сверстниками (игровую, познавательную, трудовую и т.д.) и проявлять в ней инициативу и творчество. Многим кажется, что впереди еще большая жизнь, и он все успеет. Психологи предупреждают: есть определенные навыки, которые активно формируются именно в дошкольной поре.
Мы постараемся рассказать об этом так, чтобы вы могли бы не только успешно развивать эти способности ребенка, но и выступить своего рода экспертом в оценке уровня овладения этим навыком. Попробуйем понять, как ребенок выражает свои мысли, может ли он приводить аргументы, слушать, понимать других, участвовать в диалоге, сотрудничать в общем деле.
В нашем центре развития мы постоянно используем описанные ниже приемы работы. И предлагаем вам попробовать применить их дома.
Читаем небольшие рассказики и просим ответить на вопросы.
Давайте проанализируем, что уже может наш ребенок. У вас уже сложилось впечатление о том, как ребенок отреагировал на предложенные ситуации. А теперь посмотрите, как можно оценить сделанное. Внимательно прочитайте критерии оценивания и определите уровень развития данного навыка.
Очень значимый параметр развития коммуникативных навыков - умение сотрудничать. Давайте подберем такое задание, выполняя которое вместе, поймете, умеет ли ребенок договариваться, убеждать с приведением аргументов, приходить к общему решению. Нам нравится задание, которое называется "Рукавички". Или "Носочки". Главное, чтобы это был парный предмет. Приготовьте силуэт предметов. Один берете себе, другой будет у ребенка. Приготовьте для работы все необходимое: яркие цветные карандаши, фломастеры. А теперь вам предстоит украсить силуэт предмета одинаково.
Ну как? Понравилось? Каким был эмоциональный настрой совместной деятельности: работали с удовольствием и интересом? А может, нейтрально - т.е. общались по мере необходимости? Или ссорились, не соглашались, игнорировали друг друга?
А теперь соотнесите свои наблюдения с таблицей.
Итак, проведя небольшую диагностику, вы сумели выявить уровень коммуникативных навыков вашего ребенка. Что же делать, если у ребенка низкий уровень сформированности коммуникативных умений, сотрудничество ему дается нелегко, взаимопонимания с окружающими он не достигает? Основным правилом для вас будет создание условий, при которых вы сможете помочь ребенку в общении, в развитии навыков сотрудничества. Далее мы обязательно познакомим вас с некоторыми наиболее простыми приемами развития основных коммуникативных навыков
- Используйте мультфильмы. Ничто не принесет столько радости, как совместный просмотр мультфильма. Очень важным правилом является правильный подбор мультфильма. Подберите такой мультфильм, в котором герои будут взаимодействовать друг с другом, помогать. Просмотрев его вместе, обязательно обсудите его, спросите у ребенка, что ему понравилось, на какого героя он хотел бы быть похожим, поговорите о положительных и отрицательных героях.
Даулетбаева А.Ж., учитель начальных классов, преподаватель группы по подготовке детей к школе детского образовательного центра «Бемби»