- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Хитрые задачи
Логика – предмет, который в нашем центре входит в программу групп всех возрастных категорий. Нами выстроено вертикальное планирование, которое помогает постепенному развитию логического мышления и готовит хорошую базу для развития в группе по подготовке к школе всех навыков, необходимых будущим первоклассникам.
Большинство родителей полагает, что если ребёнок умеет считать и читать (чем раньше - тем лучше), то он достаточно развит к моменту поступления в первый класс. Но на самом деле показателем развития малыша является не только умение считать и читать. И в программном планировании занятий группы по подготовке к школе мы это учитываем. Достижения в сфере интеллекта в значительной мере связаны с уровнем развития психомоторной сферы ребёнка. Об этом неоднократно говорили и писали многие известные специалисты (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия и др.). Также необходимо развивать пространственные представления, память, мышление, воображение. Более того, слишком раннее обучение чтению может повредить малышу. Поэтому лучше начинать с развития психических функций ребёнка (восприятия, мышления, воображения, памяти, речи). И только когда малыш будет готов к обучению чтению и счету, стоит начинать учить его.
Конечно, невозможно сразу все рассказать о приёмах, помогающих развивать психические функции малыша. Поэтому сегодня поговорим о мышлении, и даже более конкретно - о логическом мышлении
Хорошее логическое мышление, умение рассуждать необходимы каждому. Ведь нам всем необходимо делать точные выводы, действовать разумно, мыслить последовательно. Любые знания должны быть применимы на практике, иначе они не нужны. Жаль, когда детей просто перегружают информацией, и их мозг становится похожим на музей с кучей экспонатов, где все так неподвижно, и непонятно, зачем пылится на полках. Память – не хранилище, куда можно помещать целые коллекции...
В возрасте 6-8 лет уже должны формироваться элементарные приёмы логического мышления. Давайте посмотрим, какие именно приёмы можно использовать, что развивать.
- Первый – это приём, связанный с оперированием лишь одним суждением в целях раскрытия в нем знания, содержащегося в неявном виде.
Например, оперирование суждением «Петя сильнее Васи» позволяет узнать, что «Вася слабее Пети». «Если Юпитер больше Земли, то...?» Для начала можете подсказывать «Используй слово «меньше»». Попутно разъясняйте ему, что такое Юпитер и Земля. В таких знаниях гораздо больше пользы, чем в простом зазубривании. И очень важно здесь употреблять слова с противоположным значением «шире – уже», «толще – тоньше», «горячей – холодней»
- Как только освоили первый приём – переходите к следующему. Формируйте логические умения, связанные с оперированием уже двумя суждениями. Это позволяет сделать полные умозаключения, где новое содержание выводится из данных суждений. Например, из суждений «Петя сильнее Васи» и «Вася сильнее Миши» можно сделать вывод, что «Петя сильнее Миши». Очень хороши в таком случае задачи, приводимые во множестве сборников: «Орёл живет дольше воробья, а воробей - дольше бабочки. Значит, орел живет дольше бабочки или нет?».
- Формируйте умение классифицировать предметы, обобщать, находить общее. Например, «Назови одним словом: пылесос, утюг, телевизор» (Электроприборы) «Что общего у молока, сметаны и сыра?» (Молочные продукты)
Усложните: дайте несколько разных предметов, предложите разбить на две группы. Например, лошадь, тигр, коза, заяц, лиса, корова – домашние и дикие животные. Добавьте задание на внимание: «Посчитай, сколько в каждой группе предметов. Где больше?»
- А теперь усложнение: вычленить из группы лишний предмет и объяснить, почему так. Сначала лёгкие: корова, коза, тигр, собака. Лишнее тигр, потому что все стальные домашние животные. И здесь ВАЖНО! Обращайте внимание на то, чтобы дети находили общий признак у оставшихся предметов. Очень часто они говорят: «Лишний тигр, потому что он – дикий». А после этого в группе «стакан, кастрюля, стол, ложка» они определяют лишним стакан, потому что он стеклянный. Но в данном случае все оставшиеся предметы (кастрюля, стол, ложка) нельзя объединить. Дальше переходите к более сложным заданиям. Например, «Колбаса, сыр, творог, масло». С одной стороны, это всё – продукты питания. Но колбаса сделана из мяса, а всё остальное – молочные продукты.
- Теперь нужно учить ребёнка сравнивать и выделять главное. Для начала нужно развивать внимание с помощью заданий «найди отличия» Учите сразу правильно объяснять: не «Вот тут полоски, а тут кружки», а «На первой картинке полоски, на второй кружки на платье у девочки». Постепенно переходите к заданиям «Подбери пару». Для этого предложите ребёнку вразброс названия предметов, которые можно объединить в пару. Например, варежки, лопата, цветы, яма, ваза, шапка. Постепенно переходите к более сложным – например, слова с одной буквой а, с двумя. Или слова, начинающиеся с гласной, и согласной. Ещё более сложным является задание «по аналогии» Например, собака – будка, птица… (гнездо, потому что для собаки будка – жильё). А вот собака – кость, птица… (зерно, потому что для собаки кость – еда).
- После освоения всех этих приёмов переходите к более сложным. Например, продолжи ряд. «2, 4, 6…» В этих заданиях нужно сначала понять принцип последовательности. Например, «шар, каша, каска…» - слова из трёх букв, четырёх, пяти – следующее из шести.
- Дальше идут задания, где нужно вставить пропущенное звено. Например, «круг, треугольник, …, пятиугольник». Ребёнок также определяет принцип последовательности и вставляет пропущенное (четырёхугольник)
- Задания на нахождение девятого неизвестного. В них даны три строки с темя столбцами и предметы. Начните с самых простых – например, смайлы весёлый, грустный и нейтральный в разной последовательности. Потом постепенно усложняйте, то есть не просто выражения лиц смайлов, а ещё и форма их ушей. Затем добавьте например, разные носы. Таким образом, ребёнок должен проанализировать три признака и подобрать пропущенный элемент.
- После освоения этих приёмов можно переходить к решению логических задач разных видов.
- Задачи, где необходимо распределить качества, время, и т. п.
«На столе были миска, тарелка и блюдце. Два предмета сделаны из стекла, один – из фарфора. Блюдце и тарелка, блюдце и миска сделаны из разного материала. Из чего сделано блюдце?» Размышляя над суждением «блюдце и тарелка, блюдце и миска из разного материала», можно сделать вывод, что блюдце фарфоровое. Потому что только в этом случае блюдце отличается по материалу и от тарелки, и от миски. По этим правилам решаются задачи двух уровней сложности: «Света, Аня и Галя пошли в кино: двое – утром, одна – днем. Света и Аня, Света и Галя пошли в разное время. Кто пошел утром?», «Сева, Игорь, Слава и Коля послали родственникам: двое – бандероли, двое – посылки. Слава и Коля, Коля и Игорь послали разное, Сева – посылки. Что послал Слава?». При работе над такими задачами старайтесь более подробно объяснять, предлагать разные варианты. Например, при решении первой задачи. «Давай предположим, что фарфоровой была миска. Тогда из чего будет сделана тарелка? А блюдце? Можно ли тогда будет сказать, что блюдце и миска сделаны из разного материала? А блюдце и тарелка? Значит, правильно ли мы предположили, что миска сделана из фарфора?» Перебирая варианты, ребёнок сам придёт к верному ответу.
- Задачи с суждениями, в которых предметы сравниваются по степени выраженности того или иного качества, степени родства и т. д..
«Были книга, тетрадь и блокнот. Когда подсчитали страницы, оказалось, что в блокноте их меньше, чем в книге, а там их меньше, чем в тетради. Где меньше всего страниц?». Зная, как первый предмет отличается от второго, а второй от третьего, рассудить, как первый отличается от третьего. Например, размышляя над суждением «в блокноте страниц меньше, чем в книге, где их меньше, чем в тетради» можно сделать вывод, что меньше всего страниц в блокноте. По такому же принципу решают такие задачи: «Роман опытнее Олега, Роман не такой опытный, как Алик. Кто наименее опытный?». «Таня привлекательнее Вали, Валя привлекательнее Вари, Таня не так привлекательна, как Даша. Кто самая привлекательная?» Здесь также можно обратить внимание, что одно слово повторяется, и обычно это "промежуточный" вариант, то есть, он не может быть самым - самым. «Игорь – брат Клавдии, которая мать Елены. Кто Игорь Елене?». Зная о родстве одного человека с другим, а того с третьим, рассудить, как связан первый с третьим. Например, размышляя на суждением «Игорь – брат Клавдии, матери Елены» можно сделать вывод, что Игорь – дядя Елене, потому что ее мать – сестра Игорю. Здесь также можно привести конкретные примеры из жизни малыша.
Главное, помнить – переходить нужно от простого к сложному постепенно.
И наконец, при поступлении иногда используют задачи – смекалки. «Что тяжелее – килограмм ваты или килограмм железа?» (Килограмм равен килограмму) «Два шахматиста играли два часа. Сколько часов играл каждый?» (Два) И т. д. Потренируйте их.
Заодно поясните ребёнку задания со спичками, где нужно переложить одну, две, три спички и получить новое. И ребусы.
Развитие логического мышления поможет малышу научиться мыслить отвлеченно, по правилам, логически, освоить простые и сложные виды умозаключений, обрести гибкость и одновременно противоречивость в следовании мыслей, овладеть умением легко оперировать утвердительными и отрицательными суждениями. Ваша задача - помочь ему. Удачи!
Кузнецова СН, учитель высшей категории, педагог группы по подготовке к школе