- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Как привить ребенку любовь к чтению?
О первых читательских опытах, когда дошкольник учится читать и привыкает быть читателем, мы рассказали в предыдущей статье. Приучение к чтению – это целая технология, в которой множество подходов, и какой окажется наиболее приемлемым для ребенка - определяется индивидуально. Такие подходы к приучению к чтению мы применяем на занятиях по развитию речи, которые предусмотрены программой нулевого класса и группы по подготовке детей к школе. Занятия в нулевом классе нашего центра отличают сбалансированный подход к развитию всех навыков и умений, из которых складывается понятие «настоящий первоклассник».
Но если начальная школа позади, а читательский опыт ребенка остается незначительным? Никогда не поздно пробовать! Порой читателем ребенок становится только в пятом классе. О том, как это происходит, нам расскажет Т.Б.Васильева, учитель русского языка и литературы, обладающая бесценным опытом приобщения детей к чтению. Предлагаем продолжение ее цикла статей о чтении.
Взросление читателя
Как научить любить читать?
С каким читательским багажом приходит ребёнок в пятый класс? С удовольствием декламирует стихи, умеет осмыслить и воссоздать сюжетно-событийную основу повествования, понимает внутренний мир героев, их переживания, может определить свое непосредственное читательское отношение к ним. К сожалению, чаще всего словами «плохой», «хороший», «добрый», «злой»… на этой ступени многие из школьников снова теряют интерес к книге. Во-первых, заканчивается период «сказки», в которой и сюжетом, и героями, и их поступками руководит закон постоянства, и начинается время литературных исследований и открытий, которые требуют от ученика «интеллектуального напряжения», самостоятельных исследований и выбора.
Привыкнув к определенным литературным стереотипам, пятиклассники, например, очень долго называют любое произведение «сказкой», а в любом герое ищут продолжение любимых сказочных героев… Без определённых читательских навыков понять «не сказку» школьникам трудно, ещё труднее - обосновать свою эмоциональную оценку, опираясь на авторские «вехи» (звуки, краски, ключевые слова, портреты героев, вещные и отвлеченные детали произведения и т.д.). Ещё одно препятствие для получения эстетического удовольствия от прочитанной книги – «скучные длинноты», т.е. пейзажные зарисовки, лирические, философские отступления. Чтобы ребенок не отвернулся от литературы в этот период, нужно читать не только произведения, предложенные «школьной программой», но и те, которые остались за ее пределами. Они должны быть небольшими по объему, но разнообразными по способам изображения жизни, героев. Очень важно, чтобы выбранное «пробуждало слезной дар», вызывало восторг, удивление, недоумение, а может быть, даже и протест. Читаем по-прежнему вместе. Обнаруживаем мысль в неожиданных деталях по-прежнему вместе! Где найти необходимую литературу для дополнительного чтения? В книжных магазинах. Для подростков это и А. Платонов, и В. Шукшин, и В. Токарева, и Л. Петрушевская, и В. Пьецух, и Г. Толстая, и Е. Попов, и В. Нарбикова, и Ю. Мамлеев, и Г. Сапчир, и А.Ровнер, и В. Распутин, и А. Погорелов, и А. Слаковкий… Никогда не бойтесь, что ребенок чего-то не поймет! Пусть не поймет! Будет искать ответы в деталях, авторских знаках, намёках, будет всматриваться в каждое слово. Но обязательно с Вами!
Чтобы дети не боялись «скучных длиннот», пейзажи нужно рисовать карандашами, красками, музыкой. Чувства, настроения, размышления требуют сближения с другими видами искусства, требуют превращения в цвет, звук…
Татьяна Борисовна Васильева, учитель высшей категории школы-гимназии №6