- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Про домашнее задание
У родителей в первые дни занятий группы по подготовке к школе всегда возникают вопросы, связанные с домашним заданием: его объем, сложность, особенности выполнения. Обычно у нас в начале учебного года проходило родительское собрание, где эти вопросы освещались достаточно подробно. Сейчас вход родителей в центр ограничен, а вопросы по домашнему заданию остались. Мы постарались изложить свое понимание этого обязательного компонента в образовательном процессе детей группы по подготовке к школе.
Домашнее задание просто необходимо, если Вы хотите, чтобы ребёнок качественно подготовился к школе. Во-первых, на уроках дети знакомятся с новым материалом, изучают его. А чтобы закрепить этот результат, нужно обязательно попробовать самостоятельно выполнить задание. Во-вторых, у каждого ребёнка свой темп работы. На уроках не всегда возможно сделать каждому в большом объёме: один сделал три строки, второй – пять. И если дома будет выполняться определённое задание, то в итоге темп работы в классе будет тоже примерно одинаковым.
Но что делать, если ребёнок сидит над заданием три часа?
Не паниковать!
Во-первых, помните: хорошо, что Вы столкнулись с этой проблемой именно сейчас, а не в школе. В школе заданий гораздо больше, притом по разным предметам. Сейчас ребёнок потренируется на этих заданиях и научится выполнять их самостоятельно и намного быстрей. Для этого нужна тренировка. В начале года много времени уделяется развитию мелкой моторики для уверенного письма. Поэтому много заданий, связанных с обводкой, штриховкой, раскрашиванием. Чем больше он их сделает на начальном этапе, тем быстрее наступит момент, когда он с легкостью выполнит всю работу за полчаса. Возможно, ребёнку кажутся эти задания скучными. Объясните ему, что этот процесс похож на то, как спортсмены тренируют мышцы. При выполнении день за днём одного и того же упражнения становится виден результат через месяц. Вот увидите: через какое-то время со всеми этими заданиями ребёнок будет справляться намного быстрей. Пройдет совсем немного времени – и он сможет порадовать вас готовым домашним заданием, которое он успел сделать в то короткое время, что остается между концом урока и временем, когда вы придете за ним в центр. Это мы наблюдаем каждую осень. А к концу учебного года он будет писать диктанты и переписывать тексты.
Во-вторых, обратите внимание на режим. Может, не стоит усаживать ребёнка за задания сильно поздно? Дать чуть отдохнуть после уроков, выполнить часть задания, а вторую часть выполнить позже. Для тех, кто ходит на занятия во вторую смену, вечером можно выполнить особенно сложные задания, а лёгкие оставить на утро.
Постарайтесь не идти на поводу у капризов ребёнка, а разъяснить ему, как это важно – выполнить работу.
В-третьих, покажите ребёнку, что он уже достаточно большой. Доверяйте ему. Некоторые задания учитель просит выполнить не так, как написано на листе. Если ребёнок делает так, не заставляйте его переделывать. Этим Вы подрываете его веру в собственные силы: он же точно помнит, как ему объясняли. В начале урока учитель всегда анализирует уже проверенные задания и объясняет особенности нового домашнего задания. Если ребенок попал в центр с опозданием на 5-10 минут, этой информации он не услышит. Нам важно, чтобы ребенок научился внимательно слушать разъяснение учителя и следовать его инструкциям. Сформированность этого умения – гарантия успешности в школе.
Постарайтесь не «сидеть над душой» во время выполнения, проконтролируйте лишь качество: нужно указать на неаккуратность, грязь, небрежность. Именно потому все задания сейчас выполняем простым карандашом, чтобы при необходимости можно было переделать. Дайте понять ребёнку, что учёба – это его работа, важное занятие. И относитесь с уважением к его труду.
Пятничные листы
В выходные у ребёнка больше времени. И поэтому в пятницу всегда дают пятничные листы. В них содержится информация, которую изучили, но её нужно повторить. А по понедельникам проводят диктанты: математические и обычные. Пятничные листы не нужно возвращать учителю, это как это памятки для детей. Содержание листов разнообразно: от примерных заданий до перечисления информации. Нужно помнить о важности выполнения заданий или о необходимости запоминания информации. Все это, в конечном итоге, пригодится при поступлении в школу. Можно повесить пятничный лист на видное место и повторять изученное в течение всей недели. Это придаст уверенность ребёнку.
Особенности домашнего задания при онлайн-обучении
Во время обычного урока в классе ученики часть времени слушают объяснения, отрабатывают новое задание, а затем приступают к самостоятельному его выполнению. Учитель проверяет и контролирует этот процесс. Происходит чередование заданий. Это связано и с особенностями восприятия детей этого возраста, и с организацией работы на уроке.
При онлайн-обучении во время «живого» контакта с учителем нет времени на чередование. Кажется, что урок всего 40 минут, но это время учитель очень плотно общается с детьми, каждому уделяет время, подробно все объясняет. И потому объём задания на дом немного увеличивается – нужно выполнить и домашнюю работу, и те задания, которые при обычном бы режиме были выполнены в классе САМОСТОЯТЕЛЬНО! То есть на самом деле ребёнок тратит на обучение примерно то же самое время. При этом Вы всегда можете уточнить у учителя детали выполнения. Пусть не кажется слишком большим объём - все выполнимо и быстрей, чем Вы думаете.
Кузнецова С.Н., учитель высшей категории