- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Учимся писать продолжение истории
Третья часть статьи продолжает начатый разговор о подходах к развитию связной письменной речи, которые педагоги центра развития используют в своей работе с учениками, которые приходят на дополнительные занятия по русскому языку и литературе. Начало статьи – см.
https://bambi-astana.kz/for-teachers/uchimsya-pisat-esse-chast-pervaya-shestiklassniki
https://bambi-astana.kz/for-teachers/uchimsya-pisat-skazku-shestiklassniki-prodolzhenie
В этой части статьи рассказывается о работе над отрывком из сказки Ф.Зальтена «Бемби». В сказочный лес пришла осень и принесла свои грусти и радости.
Уроки языка и литературы – единое интреграционное пространство. На уроке внеклассного чтения знакомимся с ключевыми эпизодами замечательной сказки Ф.Зальтена «Бемби» в пересказе Юрия Нагибина, чье виртуозное владение языком помогает нам на уроках языка осваивать грамматику. Череду ярких летних впечатлений сменяет легкая осенняя грусть описаний леса и эпизод, который никого не оставляет равнодушным: разговор двух дубовых листочков. Читаем и записываем начало текста:
Со старого дуба, преграждавшего путь на поляну, слетел лист. И с других деревьев то раздумчиво плавно, то стремительно ввинчиваясь в воздух, облетали красные, желтые, в мрамористых разводах листья. День за днем, день за днем...
Высоко над остальными деревьями, достигая чуть ли не середины поляны, простирался могучий сук старого дуба. На самом его конце, чуть покачиваясь на ослабевших черенках, два листка вели тихий разговор:
-Как все изменилось, - сказал первый лист другому.
-Да, - подтвердил другой, - многие ушли сегодня ночью. Кажется, мы последние остались на нашем суку.
Прислушиваемся к интонации, подбираем музыкальный отрывок, соответствующий по тональности всему отрывку.
- Как вы думаете, о чем они говорили, пока порыв мокрого холодного ветра не просквозил лес и не сорвал их с дерева?
Музыка продолжает звучать, а дети пишут свои варианты продолжения эпизода. Важно, чтобы потребность в создании своего текста возникала естественно, подводка к работе вызывала эмоциональный отклик, а каждая проба пера была поддержана.
Отрывок из детской работы:
-А знаешь, - поспешно воскликнул первый лист, пытаясь заглушить молчание, внезапно обрушившееся на собеседников, придавив их тяжестью непрошеных мыслей, - а знаешь, милый мой друг, я хотел бы тебя поблагодарить.
-Поблагодарить? Меня? – удивленно переспросил второй.
-О да, - кивнул первый, улыбнувшись, - ты даже не представляешь, как я благодарен судьбе за то, что она подарила мне тебя! А помнишь, когда холода отступали перед весенним светом и грязный снег таял на зеленых лоскутках травы, когда я впервые увидел смеющееся солнце, и рассеянные облака, и наш старый, родной, просыхающий дуб, тогда я, повернув голову, увидел тебя. Некоторые наши соседи все время ворчали и жаловались на судьбу, дескать, кости ломит из-за холодного ветра, спина болит. А вот ты даже с холодом сумел найти общий язык. А ветер... Ты помнишь тот случай, когда он, свистя и размахивая руками, заставил нас дрожать под его дуновением и чуть было не унес меня? Ты закричал ему прямо в лицо: «Ветер, ветер! Ты забираешь у меня единственного друга, верного, преданного, искреннего и доброго, какого нет нигде на свете! Прошу тебя, возьми меня вместо него, потому что мой друг лучше, благороднее меня. Так возьми же меня, возьми, возьми!» И ветер понесся от нас прочь.
Лист поднял голову, в его глазах стояли непролитые слезы. В огромных серебристых глазах друга он увидел себя. Боль, страдание, счастье светилось в них, катясь по щеке большой соленой слезой.
-Обещаю тебе, мы уйдем вместе. Давай не будем ни о чем думать. В мире есть только я и ты. Ты и я. И сейчас время радоваться друг другу, тому, что вокруг нас. Посмотри, как солнце светит. Оно опять смеется, дурачится и гоняется за облаками. А наш дуб. Он хоть и стар корням и кроною, но молод душой и сердцем.
-Да, - улыбнулся второй. – Давай поблагодарим всех все за то, что они были с нами. А когда примчится ветер, возьмемся за руки и полетим навстречу солнцу, небу, звездам, облакам.
Чтение и обсуждение работ одноклассников вызывает отклик в душах детей. Заключительный аккорд урока – а как там у автора? О чем размышляли его дубовые листочки перед тем, как отправиться в свой первый и последний в жизни полет?
Центр развития «Бемби»