- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Наказать или нет?
В современном обществе с огромной скоростью меняются стиль общения, межличностные отношения, приоритеты, условия жизни. Но тема наказания и поощрения до сих пор актуальна. Педагоги нашего детского развивающего центра часто говорят на эту тему. Недавно наш педагог-психолог Светлана Николаевна принесла на педсовет для обсуждения фрагменты недавно опубликованной книги для родителей, где были представлены следующие ситуации:
Даша, 6 лет: «Когда я получаю в школе хорошие оценки, мама мне покупает что-то вкусное. А если не получаю или не хочу делать уроки – ругают и забирают телефон».
Канат, 6 лет: «Мне папа за «пятёрку» даёт 100 тенге, а за остальное ничего не даёт».
Нурдаулет, 5 лет: «Мама меня не наказывает. Мне всё дают».
Алия Аскаровна, мама шестилетнего Ерлана: «У нас в семье наказывает папа. Я только разговариваю».
Дмитрий Олегович, папа семилетней Марины: «Сына мы можем и наказать, и в угол поставить. Дочь получает всё, что хочет».
Предметом рассмотрения на педсовете стали вопросы: Можно ли наказывать ребенка или нельзя? Как наказывать? А как поощрять? С помощью чего?
Современная психология дает на этот вопрос следующие комментарии.
Из истории вопроса
Много лет назад условия жизни были жёсткими, не было места слабым людям, не умеющим переносить лишения, не приученных к терпению, тяжёлой работе. Поэтому в семьях и школах применяли телесные наказания, и это было нормой. Но с течением времени изменились условия жизни, быт, медицина. Всё больше людей перестают видеть смысл в телесных наказаниях, потому что непослушание не приводит к таким катастрофическим последствиям, как несколько веков назад.
Но и с поощрением не всё так просто. Если раньше оно выражалось в одобряющих словах или отмене жёсткого наказания, то с развитием уровня жизни оно всё больше приобретает материальный оттенок. По мнению автора термина «общество потребления» Эриха Фромма, современные люди вовлечены в постоянную цепочку потребления и заработка, оставляя неразвитой свою духовную сферу. Человеку необходимо потреблять ценности, значимые для общества, обладать набором вещей, например, «машина – дом». И только тогда он чувствует свою важность, необходимость, интерес к себе.
Поэтому часто ребёнка поощряют, приобретая вещи. Возможно даже, что они имеют ценность не для самого ребёнка, а для его одноклассников. Но он готов на всё для обладания этими предметами. И ему важны именно они, а не знания или опыт, который он приобретает в школе. Но мода меняется, вещи обесцениваются. Возникает замкнутый круг.
Современные родители иногда платят за школьные отметки. Тем самым также обесценивают полученные знания. Происходит подмена понятий. Количество «гаджетов» в семьях, порой, зашкаливает, дети получают всё более и более мощные телефоны, айфоны, планшеты. Важен не сам предмет, его функциональные способности, а то, «последняя ли он модель».
Как же быть?
Как наказывают современные родители?
Иногда это словесные наказания, когда ребёнка обзывают, высказываются негативно в его адрес. Но ему кажется, что это подлинная информация о нём. Он верит родителям! А если слова сопровождаются криком, то ребёнок начинает всего бояться, а вскоре и вовсе становится нечувствительным к призывам и окрикам.
Некоторые родители начинают лишать ребёнка проявлений родительской любви («Не нужно меня обнимать, не буду тебя целовать»). Но ребёнок при этом утрачивает чувство безопасности.
Самыми эффективными способами наказания являются следующие:
- Если родители видят, что ребёнок может совершить неверный, с их точки зрения, поступок, то его необходимо предупредить о последствиях, сориентировать на принятие этих последствий. «Ты можешь подняться туда, но, скорее всего, ты упадёшь. И это будет больно»
- Если ребёнок совершает неверный, с точки зрения родителей, поступок, то его нужно остановить. После «выплеска эмоций», «разрядки», обязательно нужно разобрать причины и последствия поступка.
Конечно, это сложнее, чем накричать на ребёнка и обозвать его. Это требует терпения и усилий.
А как поощрять ребёнка?
- Дайте ему какую-нибудь почётную обязанность в семье. Хвалите, но не за его личные качества, а за результат его действий. «Ты – молодец, очень хорошо вымыл посуду». А не: «Ты такой умный!!»
- Не стесняйтесь приласкать ребёнка, обнять его.
- Делайте что-нибудь вместе.
- Материальное поощрение хорошо, но не нужно давать деньги за отметки. Скорее, лучше будет пояснить ему круг обязанностей, показывать, что его труд необходим семье, раз в неделю/пять дней давать ему «зарплату». Таким образом, он привыкает расходовать деньги рационально, приучается к мысли, что у него есть зарплата, становится более ответственным. У него есть деньги на карманные расходы, но в то же время он не связывает их с отметками в школе. Учится он для личных достижений.
Важно использовать и поощрение и наказание уместно, справедливо, к месту, не перестараться ни с тем, ни с другим.