- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Логическое мышление: как развивать?
Ваш ребенок завершил занятия в группе по подготовке к школе и Вы сходили на собеседование?
Вас удивило количество вопросов, на которые должен был ответить ребенок, и то, сколько было затронуто различных направлений? А кто-то наверняка поймал себя на мысли, что логическую задачу, предложенную будущему первокласснику, и вы не решили бы её вот так с лёта? Тогда Вам обязательно надо внимательно изучить данную статью и присоединиться к решению этой очень важной проблемы: как начать формировать логическое мышление в группе по подготовке детей к школе.
Что об этом говорит детская психология
Часто мы слышим: «Никакой логики!» или «Давай мыслить логически». А что это значит? В данной статье очень кратко попробуем ответить на этот вопрос. Не будем оперировать сложными понятиями. Важно примерно понять, что такое логическое мышление, кому и зачем оно нужно и как его проверяют.
Логика изучает способы достижения истины, принятие верных решений с помощью знаний, полученных ранее. Можно сказать, это наука о способах получения верных выводов из имеющихся предпосылок.
Логическое мышление – это мыслительный процесс, где человек делает обоснованный вывод из имеющихся предпосылок, пользуясь специальными конструкциями и чёткими понятиями.
Важно понимать, что люди не рождаются со способностью к логическому мышлению. Если не приучать ребёнка к логике, он будет мыслить так, как ему проще, удобней, выгодней. В обычной, повседневной жизни человек не всегда мыслит логически. И порой, наоборот, принимая решения, мы абсолютно «не включаем» логику. Вспомните, например, как вы совершали покупки, которые в данный момент не могли позволить. Или ели то, что наверняка было вредно.
Но всё это не подтверждает умозаключение, что логическое мышление нужно только для представителей определённых профессий. Напротив, в жизни случаются ситуации, когда оно необходимо. Более того, психически здоровый человек должен обладать логическим мышлением. Поэтому уровень его развития часто проверяют при поступлении в школу.
Что могут сделать родители, чтобы оптимизировать процесс формирования логики?
Развивайте логику ежедневно: спрашивайте, что дешевле, что дороже, почему так, складывайте пазлы и мозаику. И решайте задачи.
1. На внимательность. Часто дети не могут решать задачи потому, что не понимают условия, невнимательно его изучили. Либо потому, что не мыслят чуть шире заданных рамок. Попробуйте решить такие задачи:
- Над рекой летели птицы: снегирь, лебедь, ласточка и щука. Сколько всего птиц? Предложите сначала дать ответ. Если ребёнок скажет «четыре», значит можно уточнить, кто летел над рекой? Попросите перечислить их. Все ли они птицы?
- Сколько ударов понадобится, чтобы разрубить бревно на 3 части? Ребёнок может сказать, что три удара. Предложите порассуждать: «Вот бревно. Вы наносите один удар. Сколько частей получилось? (Два) Ещё один удар. (Три) Сколько же всего ударов?»
- У матери Андрея трое сыновей: Тим, Том и… Как зовут третьего сына? Предложите перечитать начало – у матери Андрея. Значит Андрей уже один из сыновей.
- За зайцем бежали два отца и два сына. Сколько всего человек бежали за зайцем? Предложите порассуждать: «Кто может быть членом семьи? Дедушка – это кто? (Отец папы или мамы) Значит, папа для дедушки кто? (Сын). Получается, что папа одновременно и сын, и отец, а человек один. Так что всего бежали трое».
- В каком месяце Царевна-Несмеяна плачет меньше всего? Так как точно не сказано, можно предположить, что Царевна плачет примерно одинаковое время ежедневно. Поэтому меньше всего она будет плакать в самом коротком месяце, в феврале.
- Водитель автобуса не включил фары. Луны на небе не было видно. Женщина переходила дорогу. Как водитель её разглядел? В задаче не сказано, день или ночь. Днём Луны тоже не видно. Но зато светит солнце.
2. Задачи на умение делать логические выводы. Решение таких задач развивает умение рассуждать, определять порядок решения.
- Наша собака всегда зевает перед дождём. Час назад она зевнула. Пойдёт ли дождь? Она может зевнуть и просто так.
- Асель, Оля и Зарина посещают разные спортивные секции: гимнастики, плавания и волейбола. Асель учится в одном классе с гимнасткой, Оля занимается не гимнастикой и не плаванием. Какие секции посещает каждая девочка? Если Оля занимается не гимнастикой и не плаванием, значит она волейболистка. Так как Асель не может быть гимнасткой, то она пловчиха. Зарина – гимнастка.
- Колиного отца зовут Пётр Сергеевич, а дедушку – Александр Иванович. Какое отчество у Колиной мамы? Если бы Александр Иванович был отцом папы Коли, то у того было бы отчество Александрович, а не Сергеевич. Значит, Александровна – мама Коли.
3. Задачи на воображение. Хорошо развитое воображение позволяет представить себе то, что описано в задаче.
- У черепахи ни одной, у петуха – одна, у кукушки – две. Что это? Предложите представить, о чём могла бы идти речь. Части тела не подходят. Значит, дело в самих словах. Ответ: буква У.
- Как расставить пять стульев в квадратной комнате так, чтобы вдоль одной стены стояло два стула? Предложите порассуждать – как можно поставить стулья? (Возле стенки или в углу) Если он стоит в углу, то можно посчитать его, стоящим возле двух стен.
Кузнецова С.Н., педагог-психолог