- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Как привить любовь к чтению.
В последние годы наши дети почти перестали читать. И, к сожалению, не только дети. Когда- то Советский Союз был самой читающей страной, а сейчас даже многие взрослые не придают чтению большого значения. Книгам предпочитают компьютеры, фильмы, конструктор «Лего»… Но именно чтение – основа грамотной речи и письма, развивает умение ясно и чётко формулировать свои мысли, выражать чувства, расширяет кругозор. Значение чтения трудно переоценить. Заставить читать насильно почти невозможно – дети начинают хитрить, вымучивают только то, что задано, капризничают, притворяются уставшими... Что же делать?
Читайте сами! Любовь к чтению – это не врождённый навык. Но, тем не менее, очень важно, сколько и как читают сами родители. Если круг вашего чтения ограничивается еженедельной газетой и каким-нибудь журналом от случая к случаю – то что же вы хотите от ребёнка? Необходимо, чтобы он видел вас читающими хотя бы раз в день. Начните хотя бы с нескольких страниц ежедневно перед сном. Результат стоит усилий – ведь дети любят подражать взрослым и охотней делают то же, что родители, чем-то, что им указывают.
Определите круг чтения для ребёнка! Отберите из всех имеющихся в доме детских книг те, что, по вашему мнению, подходят для чтения вашему ребёнкуименно сейчас. Только не выбирайте сразу слишком много. Учитывайте не только содержание, но и красочность, шрифт, размер. Книга должна иметь яркие иллюстрации, состоять из нескольких небольших произведений или глав. Учтите, что она предназначена для чтения ребёнком, одну главу или произведение он должен прочитать за два – три приёма. Например, для этого подходят рассказы Н. Носова, В. Голявкина или повести – сказки Э. Успенского. Только лучше, чтобы это не была серия «все в одной книге» - обычно книги этой серии очень толстые, неудобные. Также лучше, если это не будут народные сказки – их язык труден для чтения. Поставьте отобранные книги отдельно на полку. К процессу отбора обязательно привлеките ребёнка: сопровождайте свой выбор комментариями: «Ой, вот это была моя самая любимая книжка! А здесь даже лучше – больше иллюстраций». «Вот эту книжку я перечитывала четыре раза, в первый раз было страшно, а потом даже весело» и т.д. Важно привлечь внимание именно к этой книге. Потом уйдите из комнаты. Ребёнок наверняка просмотрит хотя бы одну книгу, может, ему захочется её прочитать. Время от времени обновляйте состав книг, не забывая комментировать свой выбор.
Читайте вслух! Включите в режим дня чтение вслух. Не забывайте, что читаете для ребёнка: соблюдайте особую интонацию, меняйте голос. Лучше это делать в одно и то же время. Только помните, что в этот момент вас ничто не должно отвлекать! Хорошо, если само чтение тоже будет длиться определённое время, например, двадцать минут. Это значит, что ровно через двадцать минут вы должны прерваться. Если ребёнок будет упрашивать почитать ещё немного, скажите, что вам некогда, у вас много дел, сколько могли, вы уже прочитали. Предложите ему дочитать самому (поэтому лучше, если вы будете читать не непосредственно перед сном). Очень хорошо было бы, если бы перед тем, как читать прерванное вчера произведение, вспомнить вместе с ребёнком то, что уже прочитали, обсудить, чем может кончиться сюжет. Полезно в процессе чтения спросить: «Как ты представляешь главного героя? Какой он?» Важно привлечь внимание к самому произведению, «разбудить» фантазию ребёнка.
Играйте с ребёнком! Предложите игру – соревнование: кто больше прочитает книг за неделю. Не обязательно считать сами книги – можно страницы. Вот увидите, ребёнку будет интересно сравнивать, а у вас будет замечательная возможность стимулировать его фразой: «А я уже тридцать страниц прочитала». Можно также предложить ребёнку сравнить книгу и мультфильм, найти отличия. Например, в мультфильмах про Простоквашино или Винни–Пуха можно сравнивать главных героев, сюжет, отдельные моменты. Можно также предложить игру «Найди отрывок». Это значит, что вы зачитываете достаточно большой отрывок из книги, а ребёнок должен в процессе чтения его отыскать его. Не забудьте предварительно пометить себе страницу, на которой этот отрывок расположен, чтобы не запутаться.
Мастерите вместе с ребёнком! Предложите сделать выставку главных героев прочитанных книг. Для этого вам потребуются: одноразовый бумажный стаканчик, зубочистка, бумага, краски (лучше гуашь), кисточка, клей, ножницы. Подготовьте рабочее место, наденьте рабочую одежду, постелите газету или клеёнку. Сначала придумайте, кого будете мастерить. А каким ваш ребёнок представляет себе этот персонаж? Как передать характер героя? Какого цвета волосы, одежда? Что на нем? На листе бумаги нарисуйте голову героя (объем её примерно, как верхний ободок бумажного стаканчика). Затем согните этот лист так, чтобы под рисунком оказалась ещё часть листа, вырежьте. У вас получится два одинаковых контура. Первый – это лицо, второй – затылок. Раскрасьте их. Склейте так, чтобы между ними была часть зубочистки - как у леденцов на палочке или мороженого. Теперь отложите готовую голову в сторону. Бумажный стаканчик – это тело персонажа. Переверните его кверху донышком. Нарисуйте ноги, руки, одежду, раскрасьте. Здесь дайте волю своей фантазии и фантазии ребёнка. Руки могут быть согнутыми, в одной руке может быть какой-нибудь предмет, ноги тоже могут быть согнуты. Затем другой конец зубочистки воткните в середину донышка. Персонаж готов! Конечно, можно усложнить конструкцию, например, руки просто приклеить, а не нарисовать. Можно сделать по-другому – это просто один из вариантов. В процессе изготовления спросите ребёнка, а читал ли он другие произведения с этим персонажем или похожим на него? Например, если вы делает кота Матроскина, то знает ли ребёнок произведения, где главный герой - кот? Если нет, то предложите ему эту книгу, расхваливая сюжет. Предложите ему сделать несколько разных котов – героев различных книг. Или, если вы делали Принца, то знает ли он произведения, где главный герой – мальчик? Вариантов много. Предложите сделать подобное друзьям, возможно, одноклассникам или согруппникам. Можно организовать выставку, где каждый ребёнок расскажет о своём персонаже. Только заранее подготовьте его выступление – оно не должно занимать много времени.
Конечно, не обязательно следовать всему, что здесь написано. Не все дети любят рисовать, мастерить. Но хотя бы один совет может пригодиться вам и вашему ребенку.. Только не следует запрещать, например, подходить к компьютеру, а вместо этого читать. Таким образом вы только вызовите ненависть к книге. Постарайтесь побудить его читать. Много рассказывайте о том, как вы сами читали, когда были маленькими, что нравилось. Если ребёнок играет в компьютерную игру, где есть персонаж какого-нибудь произведения, предложите почитать эту книгу. Выделите отдельное время и для игр, и для чтения. Время за компьютером сократите, объяснив заботой о глазах. Нельзя, чтобы книга ассоциировалась у ребёнка с запретом. Он должен сам захотеть прочитать что-то. И тогда книги откроют перед ним свой удивительный мир.
Кузнецова С.Н., учитель высшей категории,
преподаватель подготовительной группы детского образовательного центра «Бемби»,
редактор учебно-методического комплекса «Активное обучение» (учебникинового поколения) совместно с издательством Кембриджского университета