- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Игровая деятельность дошкольника
Продолжаем публикацию наших материалов о предшкольном периоде в жизни детей Автор статей – Кузнецова С.Н., преподаватель начальной классов, учитель высшей категории. Она не только прекрасный учитель, но и мама двоих детей. Наблюдения, которые она сделала в течение работы с различными группами в центре развития детей «Бемби, Светлана Николаевна соотносила с исследованиями ведущих ученых-психологов, а также своим опытом воспитания и развития дочек.
Мы часто уделяем самое пристальное внимание обучению дошколенка, считая, что именно это и есть показатель его правильного развития. Обучение спешат начинать с пелёнок, радуются тому, как рано он начал считать и читать. И мало кто догадывается о развитии его эмоциональной сферы. Это кажется несущественным, да и достижения в этом направлении не так заметны. Но ведущие специалисты дошкольной педагогики предупреждают: то, что малыш не успеет развить в эмоциональной сфере в этот период, – не успеет никогда. Совершенствование эмоций и чувств означает личностный рост ребенка.
Начинать развивать эмоции нужно в семье. Семейное воспитание строится на основе устойчивых контактов и эмоциональных связей между родителем и ребёнком. И поскольку игра - это основная деятельность ребенка в дошкольный период, то в ней и осуществляется развитие малыша. Научить игре по формуле «делай по эталону» нельзя. Это возможно только в совместной игровой деятельности.
Игровая деятельность дошкольника проходит в несколько этапов
Первый этап. В 2-3 года ребёнок играет с предметами окружающей обстановки, игрушками и пытается проявить самостоятельность. Если он не научится этому, то и в учебной деятельности тоже будет зависеть от обстоятельств. Почему так важна эта игра? Ребёнок учится видеть ситуацию в целом. Такую игру психологи называют режиссерской.
В режиссерской игре можно отметить следующие моменты:
- Сюжеты, придуманные самим малышом. Важно то, что это идеи ребенка, они принадлежат только ему, даже если это всего 1-2 предложения.
- Малыш самостоятельно распределяет между предметами роли: кубики становятся цветами, стулья – людьми и т. п.
- Ребёнок расставляет всех участников на заранее продуманные позиции, создаёт мизансцену. Продумывает взаимодействие персонажей и развитие сюжета.
- Малыш озвучивает каждого персонажа или просто проговаривает авторский текст.
Понаблюдайте за ребёнком, когда он занят игрой. Уточните, что он делает, как распределил роли. Может, ему нужна ненавязчивая подсказка – не нужно слишком назойливо мешать ему постепенно становиться волшебником. Продолжение следует...