- +7 (7172) 32-01-37
 - +7 (701) 609-25-52
 
Подготовка к суммативному оцениванию по литературе (7 класс)

Раздел «Юмор и сатира в литературе. Басни И.А.Крылова»
При подготовке к первому суммативному оцениванию раздела «Юмор и сатира в литературе. Басни И.А.Крылова» семикласснику предстоит глубоко и всесторонне исследовать приемы создания сатирического эффекта в баснях, понять сущностные черты этого жанра, научиться определять тему и идею произведения, находить изобразительно-выразительные средства языка писателя. Овладение этими навыками невозможно без работы с литературоведческими словарями. Поэтому в данной статье будет предложены интересные подходы для работы с различными словарями, схемами и таблицами. Понимание необходимой для анализа произведения терминологической базы обеспечит успешное выполнение работы, которая может быть предложена семиклассникам для первого суммативного оценивания раздела «Юмор и сатира в литературе. Басни И.А.Крылова».
Крылов-баснописец
«Что он говорил? Говорил то, что может говорить человек самого здравого смысла, практический мудрец, и в особенности мудрец русский. Братья и соотечественники! Договаривать ли, что еще завещал нам бессмертный живописец? Он завещал любовь, безграничную любовь ко всему отечественному, к нашему родному слову, к нашей родной стране и ко всем началам нашей народной жизни... Итак, развивайте наши молодые силы и способности, воспитывайте и укрепляйте их во всем прекрасном, обогащайте себя разнородными познаниями, откуда бы они ни приходили, старайтесь усвоить себе все плоды общеевропейского, общечеловеческого образования. Но зачем? Затем, - помните! - чтобы все это добро, вами приобретенное, в жертву ей – вашей родной матери, - России».
Во время торжественного празднования 100-летнего юбилея И.А.Крылова 2 февраля 1868 года преосвященный Макарий, архиепископ Харьковский, впоследствии митрополит Московский.
- Сатирический талант Крылова полностью раскрывается именно в баснях
 - Баснописец удачно применил драматический и публицистический опыт.
 - Басня несет в себе элементы лирики, эпоса и драмы.
 - Всего написал около 200 басен.
 - «Басни в девяти книгах» автор рассматривал как целостное произведение.
 - Порядок размещения басен в изданиях продумывался, совершенствовался (это до сих пор загадка).
 - Единственное, что оставалось неизменным, - начало: басня «Ворона и лисица» открывала собрание басен во всех изданиях.
 - Социальные и нравственные проблемы, поставленные в баснях, были рождены реальной жизнью, состоянием именно русского общества и вместе создавали «образ» России.
 - Во времена Крылова басня была модным жанром.
 - Широта трактовки обеспечивала басням бессмертие.
 - Давно забыт или известен лишь специалистам конкретный повод создания басни. Сама же басня живет и «работает» спустя века.
 
О басне
- Прочитайте словарные статьи к слову «басня».
 







Словарная статья слова «басня»
Русский ассоциативный словарь.
Караулов Ю.Н., М., АСТ-Астрель
Ассоциативный ряд

Напишите свою словарную статью к слову «басня» (рабочее определение)
[Рабочее определение, понятное, удобное для работы над интерпретацией любой басни, притчи]
- Сравнить притчу и басню как жанры. Материал оформить в диаграмме Венна
 



Материалы
для сравнения жанра притчи и жанра басни
(для составления диаграммы Венна)
| Притча | Басня | 
 Например, мораль притчи «Все в твоих руках»: Человек сам выбирает свой путь, образ жизни, сам решает свои жизненные задачи и может менять направление, если твердо 
 
 Притча о сеятеле Речь идет о зернах и различиях почвы 
 
 
 
 
 Притча о блудном сыне - О добродетели покаяния и прощения 
 
 Притча как часть произведений худ. литературы  | 
  | 
Целостный анализ басни
- Выразительно прочитайте басню. Понравилась ли?
 - Объясните значение незнакомых слов.
 - Определите особенности заглавия (см. ниже таблицу о названии).
 - Докажите, что это басня. Найдите в тексте признаки басни
 
- Сюжетность
 - Краткость
 - Аллегоричность
 - Герои – животные, предметы, люди (реже)
 - «Вольный стих» с разностопным ямбом
 - Живой ёмкий диалог
 - Образ рассказчика и житейская мудрость в форме морали
 
- Обратите внимание на композицию.
 - Укажите элементы сюжета (экспозиция, развитие действия, кульминация, «перелом» в развитии действия, мораль)
 - Где расположена мораль басни ( в начале басни, в конце, отсутствие). Объясните мораль. Определите тему
 - Сформулируйте идею. В каких строках содержится?
 - Назовите главных героев.
 - Какие качества характеризуют их?
 - В чем заключается аллегорический смысл образов? Какие люди под маской персонажа показаны автором?
 - Как Крылов относится к своим героям?
 - Назовите элементы комического (смешного) в басне («веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться…» А.С.Пушкин;
 
«яркие, точные детали и юмор в изображении осмысливаемого»).
- Были ли подобные ситуации в вашей жизни?
 - Кто произносит нравоучение? Какова личность автора?
 - Возможен ли другой финал?
 - Какое выражение стало пословицей, крылатым выражением?
 - Представлена ли в сюжете басни Крылова развернутая пословица? («Видит око, да зуб неймет» - инсценирована в басне «Лисица и виноград»;
 
«Летела синица море зажигать, море не зажгла, а славы наделала» - сюжет басни «Синица»)
Юным литературоведам
Название художественного произведения
Название – авторское наименование конкретного художественного произведения

| Особенности названия | Пример названия | 
| В основе – имя главного героя произведения | 
 «Евгений Онегин» А.С.Пушкина «Рудин» И.С.Тургенева  | 
| В основе – художественная деталь, характеризующая главного героя произведения | «Шинель» Н.В.Гоголя | 
| Название – пословица, отражающая суть конфликта произведения | «Свои люди – сочтемся!», «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского | 
| В основе – место, где происходят ключевые события | «Васюткино озеро» В.П.Астафьева, «Невский проспект» Н.В.Гоголя | 
| В основе – главный конфликт художественного произведения | 
 «Отцы и дети» И.С.Тургенева, «Горе от ума» А.С.Грибоедова  | 
| В основе – проблема, поставленная автором в произведении разрешаемая им в самом произведении | 
 «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Что делать» Н.Г.Чернышевского  | 
| В основе – образ-символ | 
 «Гроза» А.Н.Островского, «Вишневый сад» А.П.Чехова  | 
| В основе – время, в которое разворачиваются ключевые события художественного произведения | 
 «Ночь накануне Ивана Купала» Н.В.Гоголя, «После бала» Л.Н.Толстого  | 
| Название многозначное, выражающее многоплановую проблематику произведения | «Война и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание Ф.М.Достоевского» | 
| В основе – характеристика героя, типичная черта персонажа | «Идиот» Ф.М.Достоевского, «Толстый и тонкий» А.П.Чехова | 

| Название сатирического приема | Краткая характеристика | Пример из художественного текста | |
| Гипербола | Художественный прием, средство выразительности речи, заостряющее и преувеличивающее свойства реальных явлений | «Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершеннейшем моем почтении и преданности». (М.Е.Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил») | |
| Гротеск | Вид сатирической типизации, при котором реальные жизненные отношения разрушаются; реальность отступает перед фантастикой, происходит контрастное совмещение реального и фантастического | 
 (М.Е.Салтыков –Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»)  | 
|
| Фантастика | Средство сатирического освещения действительности; форма отображения мира, при которой на основе реальных представлений создается логически несовместимая с ними картина жизни | Д.Свифт «Путешествие Гулливера» | |
| Эзопов язык | Вид подцензурного иносказания, намеренно маскирующий идею автора | Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина | |
| Ирония | Тонкая, скрытая насмешка | «Откуда, умная (обращение к ослу), бредешь ты голова?» И.А.Крылов | |
| Сарказм | Язвительная насмешка, с предельной резкостью изобличающая негативное социальное явление , отрицательную черту характера персонажа. | «Пожалел волк кобылу, оставил хвост да гриву». Пословица | |
| Аллегория | Иносказание, с помощью которого отвлеченное понятие передается посредством конкретного образа | 
 Басни И.А.Крылова, Лафонтена, Эзопа  | 
Эзопов язык
(по имени древнегреческого баснописца Эзопа)
Определите ключевые слова словарной статьи
- Особый вид тайнописи, подцензурного иносказания, к которому обращались худ. литература, критика и публицистика, лишенные свободы выражения в условиях цензорского гнета.
 - Как реакция на запрет касаться определенных идей, тем, событий, имен, Э.Я. выработал в русской печати конца 18-нач.20 вв. систему « обманных средств», приемов шифровки свободной мысли.
 - Специфическую роль играли в них басенные образы, аллегорические «сказочные описания» (Сибирь у Некрасова Н.А. именовалась «Вестминстерским аббатством
 
[ место захоронения лучших людей Англии] родины твоей»), скрытые аллюзии, ирония, контрасты. Читатель знал, что «великая работа» – это революция, «реалист» - К. Маркс, «исчезнувшие из хрестоматий» - В.Г.Белинский и Н.Г.Чернышевский
С течением времени стилистика сатиры подчинила себе приемы, характерные для Э.Я., и писатели стали прибегать к ним независимо от давления цензуры.
Взаимодействуя с другими способами эстетического словоупотребления, они стали чертами конкретных индивидуальных стилей (А.Франс «Остров пингвинов», К.Чапек «Война с саламандрами», М.Булгаков «Мастер и Маргарита»).
Литературный энциклопедический словарь под ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николаева
Москва, 1987
Аллегория
Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ
Аллегория состоит из 2 элементов

Связь аллегории с обозначаемым понятием более прямая и однозначная, чем у символа. Аллегория выражает в основном строго определенный предмет или понятие.
Символ – образ, выражающий смысл какого-либо явления в предметной форме. Предмет, животное, знак становятся символами, когда их наделяют дополнительным, исключительно важным значением (крест – символ христианства, а свастика – знак быстротекущего колеса времени – символ фашизма).
Значение символа подразумевается, поэтому его восприятие зависит от читателей. Символ многозначен.
По сравнению с аллегорией символ дает большую свободу толкований.
Практическое применение полученных знаний
Басня «Ворона и лисица»
Смысл аллегории
Абстрактное слово – лесть изображается Крыловым через образы животных – Ворону и Лисицу
В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского словаря»:




| Ворона (простодушная) | Лисица | ||
 Развязку автор не комментирует: «Сыр выпал – с ним была плутовка такова»  | 
  | 
- Мастерски построенный диалог
 - Тонкий юмор
 - Льстивая интонация
 - Открытое неприятие лести (строгая характеристика – «гнусна»)
 - Удивительная звукопись
 
- Все знают, что лесть гнусна (вызывает отвращение; гадка, подла, мерзка), вредна,
 
Об этом много говорится («уж сколько раз твердили миру»).
Но люди по-прежнему попадаются в ловушку под названием «лесть».
P.S. Лесть опасна для человека: она отучает адекватно и объективно оценивать себя, свои возможности. Человек может наивно полагать, что действительно обладает качествами, которых у него и в помине нет. Хвала (заманчива? приманчива?) – как ее не пожелать? Чтобы избежать этой напасти в нашей непростой жизни следует внимательно прочитать словарную статью В.И.Даля о лести и критически относиться к себе, своим поступкам. Воспринятая лесть разрушает человека, теряется возможность «правильной» самооценки. Это хорошо понимает мудрый Крылов. Следует подумать, почему и с какой целью тебе льстят. Тогда можно принять справедливое решение в отношении льстеца, видя его далеко идущие планы.
- В жизни трудно уберечься от лести. Всегда хочется верить, что говорят тебе хорошие слова бескорыстно, от чистого сердца.
 
«В сердце льстец всегда отыщет уголок», - так говорят, когда в очередной раз очередной человек забывает о пользе объективной самооценки и попадает в капкан лести. Бесполезен опыт человечества. О губительности пороков все знают, но эти знания не помогают избежать их.
(продолжение следует)
А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР,
учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный»











